Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Сен 15, 2010 in Личности

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами

Источник: Даруль-Фикр.Ру

Он — Шихабуддин Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари, рахимахуллах. Воспитанник аль-Азхара, ашарит в акыде, последователь Джунайда1, разыАллаху анху, в тасаввуфе, он был мухаддисом и выдающимся факихом, глубоко познавшим Шариат.

Он родился в конце 909-го года по хиджре в местечке Абу Хайтам (Египет). Он был имамом шафиитов своего времени.

Его отец умер ещё при жизни его деда. Его воспитание было доверено двум шейхам (учителям) его отца:

Аль-‘Арифу аль-Камиль Мухаммад ас-Сарави, рахимахуллах, известного, как Ибн Аби аль-Хамаиль2.

Аль-‘Арифу аль-Камилю — ученику Ибн Аби аль-Хамаиля – Шамсуддину Ахмаду аш-Шанави, рахимахумуллах, который был одним из лучших учеников шейхуль-Ислама аш-Шарфа аль-Мунави, рахимахуллах.

Шейх Ахмад аш-Шанави, рахимахуллах, отправил его в Танту для начала обучения и заучивания Корана наизусть. После этого, в начале 924-го года по хиджре, он получил разрешение на обучение в ‘ильми аль-джами’ аль-Азхар, где обучался под руководством учеников шейха аш-Шанави, рахимахуллах, вместе с благородными алимами аль-Азхара.

Он обучался у многих известных учеников аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни, рахимахуллах, и у самого лучшего из них – шейхуль-Ислама Закарии аль-Ансари3, рахимахуллах.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, рахимахуллах, говорил: «Каждый раз, когда я встречал кади Закария [аль-Ансари], он делал за меня такое дуа: «Пусть Аллах одарит тебя глубоким пониманием религии»».

В конце 929-го года по хиджре имам Хайтами, рахимахуллах, получил разрешение выносить фетвы.

Его учителя:

‘Абдуль-Хак ас-Синбати4

Шихабуддин Ахмад ар-Рамли5

Насыруддин ат-Таблави6

Абуль-Хасан аль-Бакри7

Шихабуддин ибн Наджджар аль-Ханбали8

[Также он учился] у других великих учёных своего времени.

Он был специалистом в тафсире, хадисе, каламе, фикхе, усуле, фуру’е и математике, в грамматике, морфологии, логике, баяне9, тасаввуфе. Он был известен великолепной памятью, которой Аллах одарил его.

В 933-м году по хиджре вместе с шейхом аль-Бакри, рахимахуллах, он отправился в Мекку и прожил там до 934-го года.

В это время у него появилось большое желание писать труды по фикху, но он сдерживал в себе это желание, пока не увидел во сне имама аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби, разыАллаху анху. Имам аль-Мухасиби повелел ему написать книгу. Имам аль-Хайтами, рахимахуллах, принял это [повеление] с радостью, вознёс благодарность Аллаху и принялся за работу.

По возвращении из Мекки он выпустил сокращённый вариант «Матн ар-Рауза» и написал комментарий к этому матну. Этот комментарий включает в себя разъяснение шарха ар-Рауза, аль-Джавахира и многих других комментариев на «Аль-Минхадж» и «Аль-Анвар».

В 937-м году по хиджре он ещё раз сопровождал своего шейха в поездке в хадж. И в это путешествие он взял с собой написанную им «Мухтасар ар-Рауза». Во время путешествия он добавил к этой книге дополнительные пояснения, полученные от учёных Йемена. Когда он прибыл в Египет, учёные увидели его книгу и очень высоко оценили её. Кто-то из них попросил копию этой книги, но завистники украли его труд, и больше имам никогда его не видел. Имам аль-Хайтами, рахимахуллах, опечалился, но положился на Аллаха и хранил терпение, ожидая награды лишь от Аллаха. И Аллах дал ему то, что было лучше, чем утерянный шарх.

В 940-м году по хиджре он некоторое время оставался в Мекке и писал книги, выносил фетвы и обучал других. Находясь в Мекке, он написал шарх на «Изах» имама ан-Навави, рахимахуллах, затем — «Шарх аль-Иршад» с двумя комментариями, затем — «Шарх аль-‘Убаб». Он собрал в этом комментарии все различные мнения в мазхабе, исследуя, критикуя и разъясняя предпочтительное мнение.

После этого он написал монументальный труд — «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж» — комментарий к «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави, рахимахуллах. Этот многотомный труд — выдающаяся работа в шафиитском мазхабе.

Его известные ученики:

Шейх Абдуррахман ибн Умар ибн Ахмад аль-Амуди, рахимахуллах,

Малик аль-мухаддисин Джамаль ад-Дин аль-Хинди, рахимахуллах,

Имам аль-‘алляма абу ас-Са’адат, рахимахуллах,

Шейх аль-машаих аль-Бурхан ибн аль-Азаб, рахимахуллах,

Шейх Мулла Али аль-Кари10, рахимахуллах,

и другие.

Имам перешёл в лучший мир в 974-м году по хиджре и был похоронен в аль-Ма’ля (в Мекке) рядом с Ибн аз-Зубайром, разыАллаху анху.

Среди его караматов (чудес) — то, что один из его учеников увидел имама во сне и спросил о его положении после смерти. Имам аль-Хайтами, рахимахуллах, ответил: «Мы находимся в ‘иллиюн11».

Пусть Всевышний Аллах наполнит нуром и прохладой его могилу и даст нам тауфик следовать пути наших праведных предшественников.

_________________________________________________________________________________________________________________

1. Абуль Касым аль-Муртаза ибн Али Риза ибн Муса аль-Казым ибн Джа’фар ас-Сиддик ибн Мухаммад аль-Бакир ибн Али Зайн аль-Абидин ибн Али ибн Аби Талиб, известный, как аль-Джунайд аль-Багдади, разыАллаху анхум аджма’ин — ум. в 297-м году по хиджре.

Выдающийся учёный, имам суфиев, потомок 4-го Праведного Халифа Али, разыАллаху анху. В возрасте 20-ти лет он получил право выносить фетвы от Абу Савра — ученика имама аш-Шафии, разыАллаху анхум. Был учеником суфийских шейхов ас-Сария ас-Сакати и аль-Хариса аль-Мухасиби, разыАллаху анхум.

2. Ум. в 932-м году по хиджре.

3. Ум. в 926-м году по хиджре.

4. Ум. в 931-м году по хиджре.

5. Ум. в 958-м году по хиджре.

6. Ум. в 966-м году по хиджре.

7. Ум. в 952-м году по хиджре.

8. Ум. в 949-м году по хиджре.

9. Одна из наук, связанных с арабским языком.

10. Ум. в 1014-м году по хиджре.

11. Высокая степень в Раю.