18.02.2013603

Вопросы, связанные со смертью

Поделиться

Вопросы, связанные со смертью47. Вопрос: Можно ли посещать кладбище?

Ответ: Да, можно. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Я раньше запрещал вам посещать могилы, а теперь вы посещайте их» (Этот достоверный хадис передал Муслим). Разве можно отрицать то, что повелел сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?!
48. Вопрос: Можно ли читать Коран за душу умершего человека?

Ответ: Да, можно. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Вы читайте «Ясин» над своими умершими». Этот хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд, Хаким и другие (Книга «Шархус-судур»,стр. 37).

Куртуби сказал: «Этот хадис означает, что можно читать «Ясин» над умирающим и после его смерти». Так как «Ясин» является сурой Корана, следовательно, Коран желательно читать над покойными. Там, где читают Коран, собираются ангелы, и туда ниспосылается милость Аллаха. Убедительным доказательством дозволенности чтения Корана над усопшими является заупокойная молитва (намаз-джаназа), совершать которую Всевышний обязал мусульман. В этом намазе читается сура «Аль-Фатиха», которую называют «матерью Корана» (уммуль-Кур’ан).
49. Вопрос: Желательно ли читать Коран на могиле или это порицаемо?

Ответ: Халал от Шабабия рассказал: «Когда умирал кто-либо из родственников мединских ансаров, они ходили на его могилу и читали там Коран». Суюти говорит: «Если собрать вместе слабые хадисы, разрешающие читать Коран, они становятся достаточным доводом» («Шархус-судур», стр. 311). Имам Навави пишет в книгах «Азкар», «Шархуль-мухаззаб», «Риязу-ссалихин»: «Имам Шафии сказал, что читать аяты Корана на могиле является богоугодным делом, и лучше читать весь Коран» («Риязу-с-салихин», стр. 430). Ученый-богослов ханбалитского мазхаба аль-Хафиз Шамсуддин аль-Макди сказал: «Читать Коран на могиле разрешалось предыдущими учеными, и разрешение передавалось последующим, и это решение – иджма‘». Очевидно, что основанием для разрешения чтения Корана на могиле являются хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), деяния его сподвижников, высказывания имамов и иджма.
50. Вопрос: Слышат ли мертвые то, что им говорят?

Ответ: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подошел к трупам убитых неверных в сражении при Бадре и говорил с ними. Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах), который находился рядом с ним, спросил: «О Посланник Аллаха! Как ты можешь говорить с мертвыми телами?». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«То, что я говорю, они слышат лучше вас, только они не могут мне ответить» (Передали Муслим и Бухари).

Ибну аль-Кайим в книге «Рух» подробно пишет, что мертвые слышат. И те аяты, которые ваххабиты приводят в пользу того, что мертвые не слышат, они толкуют неправильно. Смысл этих аятов таков, что твой призыв к неверным не принесет пользы, ибо их сердца омершвлены неверием. После такого толкования Ибну Касир пишет, что есть много преданий (асары), которые подтверждают, что мертвые знают, когда их посещают, и этим они радуются.

И наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил свою умму, чтобы говорили слова приветствия при виде могил, то есть как их приветствовать и какие слова при этом говорить (Ассаламуалайкум…) («Мухтасару тафсир Ибну Касир», том 3. стр. 59).
Мертвые слышат, они понимают и отвечают на это приветствие. Они отвечают на приветствие, хотя мы этого и не слышим.

В достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится:

«Поистине, когда хоронят раба Аллаха и люди уходят, похоронивего, вмогиле он слышит топот ног уходящих».

Есть очень много хадисов, подтверждающих наличие у покойных способности слышать. Утверждать, что мертвые ничего не слышат, могут только атеисты и материалисты. Иногда подобное можно услышать от невежественных мусульман со слабой верой (иманом).
51. Вопрос: Получают ли пользу (воздаяние или прощение грехов) мертвые от деяний живых людей?

Ответ: Некоторые люди, опровергая получение пользы покойными от деяний живых, ссылаются на аят, в котором говорится, что человек получит пользу только от того, что совершил сам. Но они не ведают, что этот аят – отмененный (мансух), а кроме того, он относится к неверным (кафирам), но не к мусульманам. Также они не знают, что этот аят особенно касается людей общины пророка Мусы (мир ему). По этой причине они, обобщая смысл этого аята, говорят, что мертвые не получают пользу от деяний живых людей.

В действительности же покойные получают пользу. Имамы трех мазхабов утверждают: «Души покойных получают воздаяние, которое живые отдают им за свои богослужения». Если бы они не получали пользу, тогда почему Шариат обязывает нас совершать заупокойную молитву (намаз-джаназа)? Почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) каждый день ходил на кладбище Баки и обращался к Аллаху с мольбой за умерших? Почему же Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам, чтобы мы давали пожертвования и совершали паломничество за души умерших? Мы ранее приводили слова имама Шафии о желательности чтения Корана на могиле (книга «Итхаф»). Этот великий имам прочитал весь Коран, когда посетил могилу Лайса бину Саада. От имама Ахмада приводится, что умерший получает пользу от деяний живых людей, будь это пожертвование (садака), намаз, хадж, пост, и‘тикаф, чтение Корана или зикра и т.д. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), посадив свежие ветки дерева на могилы двух людей, которые испытывали могильные мучения, промолвил: «Есть надежда, что пока эти ветки не высохнут, они будут облегчать участь эти хлюдей» (Передали Муслим и Бухари). Основываясь на этом хадисе, ученые-богословы утверждают: «Если свежая ветка дерева приносит пользу покойным, как может не быть полезным для них чтение Священного Корана?». Подобного мнения придерживаются Куртуби, имам Навави и Ибну Хаджар Аскалани.

Байхаки рассказывает от Ибну Умара: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умрет кто-либо из вас, неоткладывая, быстро похороните его и прочтите уголовыпокойного начало суры «Аль-Бакара», ауног – конец этой же суры».

В хадисе, приведенном от Насаи, говорится: «Кто, проходя мимо кладбища, прочтет 11 раз суру «Аль-Ихляс» и даст воздаяние за прочитанное умершим, получит столько же воздаяния, сколько похороненотам людей».

В книге «Итхаф» очень подробно рассказывается о пользе, которую получают умершие от богослужений живых людей (т. 14, стр. 282-290).
52. Вопрос: Является ли новвовведением (бид‘а) чтение талкина на могиле человека.

Ответ: Люди, утверждающие, что чтение талкина является нововведением, появились только в последнее время. Со времен сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), их последователей (табиинов) до сегодняшнего дня все известные ученые-богословы и имамы мазхабов считают чтение талкина благим и богоугодным делом. О желательности чтения талкина свидетельствует хадис, который приводят имам Табрани, Ибну Маджах и Абу Умамат (да будет доволен ими Аллах). Кто желает подробных разъяснений по данному вопросу, может заглянуть в книгу Джалалуддина Суюти «Шархус-судур» (стр. 105). Упоминание об этом есть почти во всех шариатских книгах.
53. Вопрос: Является ли новшеством выходить в путь для посещения могилы?

Ответ: Нет, не является. Те, кто утверждают, что выходить в путь для посещения могил является новшеством, в доказательство приводят следующий хадис: «Не следует выходить в путь для посещения мечети, кроме как трёх (в Мекке, Медине и в Иерусалиме)». При этом они намеренно толкуют его неправильно. В этом изречении Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никак не запрещает посещать могилы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о том, что если в населённом пункте поблизости есть мечеть, где можно совершать поклонение (‘ибада) или и‘тикаф, то не следует отправляться в мечеть, расположенную в другом городе или в другой стране для совершения поклонения, поскольку вознаграждение за совершение богослужения во всех мечетях одинаково, и поездка в другие мечети окажется лишней тратой денег, времени и сил. Но исключение составляют вышеперечисленные три мечети (в Мекке, Медине и Иерусалиме), вознаграждение за богослужение в них увеличивается многократно. Но о могилах здесь речь не идёт.

Посещение могил (зиярат) является сунной, и путь к ним также является сунной. А степень вознаграждения зависит от того, что и кого посещают, а также от искренности намерения посещающего.

Доказательств дозволенности посещения зиярата очень много:

1) Зиярат – это сунна.
2) Имам Ахмад передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), посылая Му‘аза (да будет доволен ими Аллах) в Йемен, сказал ему: «Ты, наверно, посетишь потом мою мечеть и могилу».

3) Ибну ‘Асакир и имам Малик передали: «Сподвижник Билал (да будет доволен ими Аллах) после возвращения из Шама посетил могилу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

4) Хаким передал от Али-асхаба (да будет доволен ими Аллах): «Фатима, дочь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), каждую пятницу посещала гору Ухуд и могилу господина шахидов Хамзата (да будет доволен ими Аллах)»;

5) Ни один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), табиинов, имамов и последующих истинных ученых богословов не утверждали, что это запрещено, наоборот, все подтверждали желательность этого деяния. Только спустя семь столетий после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибну Таймия стал утверждать о запрещении совершения зиярата. И в наше время появились невежды, которые, следуя его заблуждениям, распространяют лживые утверждения о запрете посещения зиярата.

Поэтому мусульманам следует остерегаться этих людей и их речей. Конечно, женщинам без сопровождения близкого родственника (махрама) отправляться в дальний путь для посещения зиярата запрещено.
54. Вопрос: Является ли запретным новшеством совершение иската?

Ответ: Совершение иската является желательным по мазхабу имама Абу Ханифы. В мазхабе имама Шафии искат не упоминается. Поэтому тем, кто придерживается мазхаба имама Шафии, совершение иската не принесет вреда, от него будет только польза. Иначе имам Шафии непременно сказал бы о его запретности или нежелательности. Поскольку авлия – люди, познавшие Аллаха – особенно поощряют совершение иската, то искат является очень желательным.
55. Вопрос: Некоторые люди, утверждая, что надмогильный камень по размерам не должен быть выше пяди, начали разрушать и ломать надмогильные плиты. Правильно ли это?

Ответ: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда умер его молочный брат ‘Усман бину Маз‘ун, сказал одному сподвижнику, чтобы он принёс плиту, для того чтобы поставить над могилой. Тот не смог поднять камень. Тогда сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), закатав рукава, поднял эту плиту, поставил её на могилу и сказал:

«По ней я узнаю, где могила моего брата, и рядом сним я буду хоронить моих родственников». Этот хадис передал Абу Давуд. От Харижата бину Зайда передал имам Бухари: «Когда ‘Усман-асхаб (да будет доволен имми Аллах) был халифом, мы были молодыми людьми. И только тот, кто прыгал выше всех из нас, мог перепрыгнуть через могилу ‘Усмана бину Маз‘уна». Из этого хадиса следует, что можно ставить большой камень, выше пяди, для того чтобы знать, где похоронены близкие люди (см. в книге «Рудудун ‘ала шубухати ссалафияти», стр. 171). Конечно же, ставить очень большие плиты, чересчур разукрашенные, мраморные и т.д. – это расточительность (исраф). Такие плиты разрешается ставить только на могилах шейхов, авлия, больших учёных-богословов.

Остальным, вместо того чтобы тратить имущество на большие плиты, лучше использовать эти средства на богоугодные дела.
56. Вопрос: Можно ли в саван покойника положить написанное ду‘а?

Ответ: Да, можно. В хадисе, переданном от Тирмизи, говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если положить в саван со стороны груди покойного дуа «Ля илляха илляЛлах, ля илляха илляЛлаху лахуль-мульку ва лахуль-хамду, ля илляха илляЛлаху валя хавля валя куввата илля биллахиль ‘алийиль ‘азим», то этот покойный не испытает могильных мучений и не увидит ангелов Мункара и Накира.

Но алимы требуют, чтобы это дуа поместили сначала в стеклянную бутылку или в сосуд, который не гниет. Запрещено класть это дуа таким образом, чтобы его касался запах трупа. Ведь имя Аллаха, написанное на бумаге, нужно сохранять в чистоте (см. «Рудуду ‘ала шубухати ссалафият», стр. 144- 147).
57. Вопрос: Принесут ли пользу покойному чтение за него Корана, зикра, раздача пожертвований (садака), если при жизни он не совершал намаз и употреблял спиртное?

Ответ: Очевидно, что нельзя не соблюдать пост, не совершать намаз, употреблять спиртное, заниматься воровством и т.д., надеясь, что после смерти люди искупят эти грехи раздачей пожертвований (садака), чтением молитв (ду‘а). Но если человек умер, не успев покаяться в своих грехах, то за него можно раздавать пожертвования, читать молитву.

Говоря кратко, если человек является верующим, даже если он грешник, за него не запрещено читать дуа и раздавать пожертвования. Более того, за таких людей даже желательно совершать побольше вышеуказанных действий, прося у Всевышнего прощения их грехов, так как они больше других нуждаются в этом.

Однако, прежде чем совершать желательные (сунна) пожертвования, необходимо раздать оставшиеся долги за несовершенные обязательные (фарз) намазы и посты этого человека (муддыкаффараты). Необходимые средства на эти цели следует брать из оставшегося имущества. Также если покойный не совершил обязательный хадж, имея на то возможность, или не выплатил положенный закят с имущества, то прежде следует выполнить это.
58. Вопрос: Перед пятничным намазом, а также после вечернего намаза мусульмане совершают намаз-джаназа (заупокойную молитву) за всех умерших мусульман. Ваххабиты считают это недозволенным, мотивируя это тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал такой намаз. Правы ли они?

Ответ: Нет, не правы. Есть достоверные факты дозволенности совершения мусульманами намаза-джаназа за умерших, находящихся вдалеке. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), узнав о смерти царя Эфиопии Наджаши, совершил за него намаз-джаназа. Из этого ценного хадиса следует, что можно совершить заупокойную молитву за умерших вдали мусульман.

Если заблудшие люди скажут, что этот намаз можно совершать только за известных людей, то ответом им будет следующее. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не говорил, что эту молитву можно совершать только за таких людей. Следовательно, намаз-жаназа можно совершить за любого умершего вдалеке и даже через определенное время.