04.11.2014464

Мусульманин мусульманину – брат

Поделиться

Всевышний сделал нас братьями мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл):  «Поистине, муъмины (верующие) – это братья» (Сура 49, аят 10).

 

В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину – брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).

 

То, что мы братья по вере и члены мусульманской уммы – самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на Том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословление). Именно поэтому Посланник Аллаха сказал: «Я для вас – что отец для детей» (Абу Давуд, Нисаи, ИбнуМаджах).

Родители всегда желают, чтобы между детьми складывались хорошие отношения. А пророк Мухаммад (мир ему и благословление) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословление) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага  короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на Том свете!

 

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха(мир ему и благословление).

 

Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрам, который передаёт слова Посланника Аллаха(мир ему и благословление): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, ответить на его зов и чтение за него дуа: «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнет». В хадисе, говорится: «Когда встретишь его, то приветствуй, если он попросит совета, то посоветуй». (Муслим) В другом хадисе говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад) А также в хадисе говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». ( Бухари и Муслим)

 

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибну Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: «О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!». Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: «О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо те, кто наделён благом, хулят тех, кто его не имеет – и наоборот…

 

В достоверном хадисе, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари Муслим)

 

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя таким образом, значит – вера их несовершенна.

 

В другом хадисе говорится:  «Кого не волнуют проблемы мусульман – тот не из них!».

 

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В другом хадисе, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Бухари Маслим)

 

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в Вечной жизни.

 

Один из табиинов, ИбнуАббасилМуджид сказал: «Всевышний нашлет на обитателей ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?». Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни!». То есть, нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям ‑изаэтопредусмотрено большое вознаграждение! В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

 

Обязанностью мусульманина по отношению к другим является также проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

 

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» (Табрани, Абу Давуд, Ахмад).

 

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний также входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – из признаков лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благослволение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Нисаи, Хаким).

 

Также следует воздержаться от хулы на братьев по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт!» (Бухари, Муслим).

 

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!» (Бухари, Муслим).

 

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

 

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения [войти в чужой дом] попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

 

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог – Один, и Мухаммад – Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хаким).

 

 

 Сестра Амина