Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Май 29, 2015 in Вероучение

Приближается ночь Бараат.

ночьВсе компании, большие и маленькие, раз в год подводят итоги. Подсчитывают прибыль и убытки, анализируют достижения и строят планы на последующий год. Верующий человек, также нуждается в подобном анализе своего духовного состояния, и по милости Всевышнего Творца, это время приходится на три священных месяца, а Ночь Бара’aт является начальной точкой. В Священом Коране Всевышний Аллах сказал:

 

وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ

فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ

“Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела» (сура ад-Духан, аяты 2-4).

Относительно этих аятов существуют разные мнения. И если одни ученые связывают их значение с Ляйлятуль-Кадр, то есть с Ночью Предопредения, то Икрима (да будет им доволен Аллах) и ряд других богословов уверены, что в этих аятах речь идет о Бара’aте. Другие же, соеденяя эти два мнения в одно целое придерживаются мнения, что “решение мудрых дел”, упомянотых в аяте начинается непосредственно в Ночь Бара’aт и завершаются в Ночь Предопределения.

По преданию от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) в понятие “решение мудрых дел” входят следующие действия: ангелы записывают все то, что будет происходить на протяжении последующего года. Книга с определением пропитания будет передана ангелу Микаилю (мир Ему), с предопределением войн Джабраилю (мир Ему), книгу с бедами и предопределением смерти передадут ангелу Азраилю (мир Ему), а все, что связано с деяниями ангелы передадут Исрафилю (мир Ему).

В ночь Бара’aт Священный Коран был полностью ниспослан на небеса этого мира, а в Ночь Предопределения первые аяты были ниспосланы Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

В этом году ночь Бараа’ат придется на ночь с 1 на 2 июня.

В переводе с арабского «Бара’aт» означает оправдание, прощение и очищение. То есть ночь, когда Всевышний Аллах своей бескрайней Милостью прощает человеку его грехи и ошибки, очистив от духовного негатива.

По мнению некоторых ученых, повеление Всевышнего Аллаха о переносе кыйблы для мусульман с Мажида-Акса на Каабу было ниспосланно во второй год хиджры как раз в ночь Бара’aт.

Ночь Бара’aт обладает пятью главными особенностями:

В эту ночь решаются все мудрые дела.

Поклонения и молитвы совершенные в эту ночь приносят на много больше саваба в сравнении с совершенными в другие обыденные ночи, и считаются более благими.

В эту ночь Милость Всевышнего Творца опаясывает всю Вселенную.

Обладающий безкрайней Милостью Аллах прощает многие грехи и ошибки в эту ночь.

И именно в ночь Бара’aт Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) получил полное право быть заступником за верующих мусульман в Судный День.

 

По преданию в тринадцатую ночь месяца Ша’бан Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было даровано права на заступничество за мусульман и передана одна треть от нее, на четырнадцатую ночь еще одна треть, а в пятнадцатую ночь Ему было даровано полное право проявлять своей умме шафаат в Судный День.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел своей умме следующее:

Проводите пятнадцатую ночь месяца Ша’бан бодрствуя и в поклонении, а днем поститесь. После захода солнца в этот день Аллах снизойдет до небес и скажет: «Нет ли того, кто просит прощения, и Я прощу его. Нет ли того, кто просит пропитания, и Я дам пропитания ему. Нет ли того, кого постигла беда, чтобы Я даровал ему здоровья и спокойствие». Так будет продолжаться до самого зари» (Ибни Маджа, Икама, 191).

 

Говоря иными словами и выражаясь более современным языком Всевышний Аллах дарует в эту ночь уникальную возможность заслужить прощение за грехи, заработать многократное количество саваба и получить благо от Творца, избавившись от всех несчастий и невзгод. Однако Господь требует небольшое усердие от своего раба, и просит его провести ночь в поклонении, а не просто, чтобы тот положившись на бескрайнюю Милость и Милосердие и сославшись на усталость отправился сладко спать.

 

Однако не все люди смогут получить прощение в эту ночь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

«Несомненно в пятнадцатую ночь месяца Ша’бан все будет заполнено милостью Всемогущего Творца, и проявит свое Прощение ко всем Своим творениям. Однако многобожники и те, кто питает в своем сердце вражду к другим людям, являются исключением из этого».

 

В другом хадисе Посланник Аллаха перечислил следующие категории людей которые не получат прощения Аллаха в эту ночь:

 

«В эту ночь Всевышний дарует все мусульманам прощение, за исключением колдунов, предсказателей, завистников, питающих слабость к алкоголю, проявляющих непослушание родителям и продолжающих усердствовать в прелюбодеянии» (Ат-Таргиб ва Тархиб, 2:118). Особое внимание Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял тем, проявляет неповиновение родителям: «Пятнадцатую ночь месяца Ша’бан Всемогущий Аллах проявит милость ко всем и простит всех, кроме тех, кто не повинуется родителям и придает Всевышнему сотоварищей» (Ибни Маджа, Икамату – Салат, 191; Тирмизи, Саум, 38).

 

По преданию в эту ночь ценность благих деяний возрастает не только в несколько раз, а в несколько тысяч раз. Так если, например, за чтение Священного Корана мусульманин в обычную ночь может получить по десять савабов за каждую букву, то в ночь Бара’aт за тоже самое ему будет зачислено двадцать тысяч савабов. И усердие проявленное в эту ночь в плане молитв и поклонений может принести человеку награду, сколько бы он получил где-то за пятьдесят тысяч лет обычного поклонения.

 

Исходя из особенности этой ночи, желательным считается в эту ночь чтение Священного Корана, совершение намазов, зикр (поминание Аллаха), мольбы о прощении за совершенные грехи, помощь нуждающимся и прочие благие деяния.

 

Хотя и Имам Газали в своем труде «Аль-Ихъя» считает прочтение ста рака’атов намаза сунной, большинство ученых-хадисоведов склонны предполагать, что этот намаз впервые начали читать в Иерусалиме предположительно в 400-х годах по хиджре. Более того Имам Навави считал этот намаз нововведением, потому как он не является сунной. Поэтому восполнение пропущенных намазов считается более правильным, но это вовсе не значит, что за прочтение ста ракаатов намаза вы не получите саваб.

 

Ихсан Кышкаров