Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Июн 30, 2015 in Вероучение

Вопросы и ответы относительно поста

49baaa0778ddb2.83711078Вопрос: Обязана ли соблюдать пост беременная женщина?

Ответ: Нужно обратиться к верующему, набожному врачу, который скажет, повредит ли ей или ее ребенку пост и т.д.

Если соблюдение поста вредит здоровью матери или ее ребенку, то пост соблюдать не нужно, но нужно возместить пост при первой же возможности после месяца Рамазан.

Если же пост вредит здоровью только ребенка, то нужно отпустить данный пост, а потом возместить его и выплатить пеню в размере одного «мудда», то есть в размере шестисот граммов пшеницы (или из злаковых, которые более всего используются в данной местности).

Вопрос: Какое положение в Исламе занимает пост в месяц Рамазан?

Ответ: Ученые единодушны в том, что пост в месяц Рамазан – обязанность каждого верующего и один из пяти столпов Ислама. Имамы всех четырех мазхабов единодушны в том, что пост – обязанность каждого совершеннолетнего и умственно полноценного мусульманина, имеющего возможность поститься, а для женщин необходимо и нахождение в состоянии очищении (от менструальных выделений и т.п.). (см. в книге «Ихтиляф аль-Аимма», стр 75).

 

Вопрос: Нужно ли намерение на пост в месяц Рамазан?

Ответ: Ученые всех мазхабов единодушны, что намерение на пост является обязательным, только малая группа из Ханафитов утверждает, что намерение в месяц Рамазан не нужно.

 

Вопрос: Когда нужно совершать намерение для поста?

Ответ: Время совершения намерения по мнению мазхабов имамов аш-Шафии, Малика и Ахмада (да смилуется над ними Аллах) в промежутке от захода солнца (то есть наступления вечерней молитвы) до наступления рассвета (то есть наступления времени утренней молитвы). По мазхабу имама Абу Ханифы намерение для завтрашнего поста нужно совершить ночью, но если человек забыл или не получилось, то дозволенно сделать его до обеда дня поста.

 

Вопрос: Нужно ли для каждого поста совершать намерение или можно за весь месяц сразу?

Ответ: По мнению трех имамов мазхабов аш-Шафии, Абу Ханифы и Ахмада намерение нужно совершать на каждый день отдельно, а по мнению имама Малика (да смилуется над ним Аллах) можно совершить его в начале месяца сразу на весь период поста.

 

Вопрос: Портится ли пост, если проглотил дым?

Ответ: Ученые единодушны в том, что умышленное проглатывание дыма через рот или нос нарушает пост. Если же дым не перешел ниже середины гортани, то пост не нарушается.

По мазхабу имамов Ханафитов и Маликитов, нужно возмещать нарушенный пост и еще поститься шестьдесят дней в качестве штрафа.

По мазхабу имамов аш-Шафии и Ахмада нужно просто возмещать нарушенный пост после месяца Рамазан.

Значит, дым нарушает пост, по мнению большинства ученых, и нужно возмещать его, а Ханафиты и Маликиты еще к этому возмещению прибавляют штрафной пост в шестьдесят дней.

Что такое «имсак» в месяце Рамазан?

Имсак – это отказ от действий, нарушающих пост, из уважения к месяцу рамазан, непостившимся (т. е. в то время как его пост оказался недействительным), вместе с обязательностью его возмещения.

Существует шесть категорий лиц, подлежащих имсаку:

1. тот, кто без причины прервал свой пост. Впоследствии он обязан его как можно быстрее возместить;

2. тот, кто вечером не произнес намерение для поста. Если намерение не было произнесено намеренно, то этот пост нужно срочно возместить, а если не было произнесено по забывчивости, то в этом случае следует возместить в любое время. По мазхабу имама Абу Ханифы он может и утром произнести намерение;

3. тот, кто перед рассветом поел, но потом оказалось, что он ел после рассвета;

4. тот, кто подумал, что солнце зашло, и принял пищу, а затем выяснилось, что разговение было преждевременным. Эти оба человека должны возместить пост;

5. тот, кто при омовении ополаскивал рот и при этом проглотил воду. Такой человек тоже должен восстановить пост, потому что он совершил нежелательное действие, т. е. взятие воды в рот считается нежелательным;

6. тот, кто подумал, что этот день является тридцатым днем месяца шабан, а затем удостоверился в месяце рамазан. Некоторые алимы говорят, что ему необязателен имсак, подобно тому, кто возвращается с пути, т. к. у него есть на то причина. Этот человек обязан срочно возместить пост.

Тот, кто соблюдает имсак, получит вознаграждение, потому что он является тем, кто выполнил свои обязанности. Но если он совершит деяния, нарушающие пост, то за это ему будет грех, но штраф не налагается. К тому, кто соблюдает имсак, предъявляются те же требования, что и постящемуся, т. е. нежелательно принюхиваться к ароматным запахам и т. д.

Те, кто накануне прочитал намерение поститься и с утра не совершил ничего нарушающего пост, например днем подросток достиг половой зрелости; постящийся путник вернулся домой днем или постящийся больной выздоровел днем, им в остальное время дня запрещено прерывать пост, ибо причины, из-за которых они могли его прервать, исчерпаны.

Если в таком состоянии, т.е. после освобождения от тех причин, кто-то из этих лиц совершит половой акт, то с него взыскивается штраф (каффарат).

А если же эти люди не постились, то для них соблюдение имсака не требуется, но желательно (сунна) (по мазхабам имамов Малика и аш-Шафии). Но в этом вопросе существуют противоречия: некоторые алимы утверждают, что соблюдение имсака таким лицам не желательно, а обязательно. Это соответственно мазхабам имамов Абу Ханифы и Ахмада.

Ибн Адам.