Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Янв 18, 2011 in Мусульманка

Как стать хорошим человеком?… Ислам подскажет

Трудности воспитания

Человечество вступило в ХХI век с величайшими научно-техническим достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д.
Однако прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.

Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нём добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению.
Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Так, Всевышний говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (сура «Ат-Тахрим», аят 6).

Также Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджах).

Таким образом, Всевышним и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность.
Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируется основа личности. Чем взрослее ребёнок, тем труднее он поддаётся переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок.

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный.

Здесь мы подразумеваем приобщение ребёнка с самого рождения к (вере) иману, обучение его основам Ислама и Шариата.
Иман — это вера во Всевышнего, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего.
Столпы Ислама — это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-аката, аль-хаджа и т. д.
Принципы Шариата — это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются на «фитре» — родители их делают христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять всё. Иными словами, ребёнок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Его душа подобна чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребёнка перед Всевышним.

2. Нравственный.

Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребёнку с раннего детства. Эти принципы должны стать его психологическим стержнем.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность».
О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд-ар-Разак).
В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сёстрам, друзьям.

3. Физический.

Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от пользы, которую он приносит своей семье и обществу.
Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения Ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный.

Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Всевышний говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тому, кто идёт по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим).

5. Психологический.

Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребёнка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
При правильном психологическом воспитании ребёнок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нём нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный.

Задача этого аспекта — приучить ребёнка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребёнке умения и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям): «Поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя».

7. Половой.

Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребёнка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания — прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.
Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

Источник: IslamDag.ru

Абдурахман Абдурахманов