Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Сен 15, 2015 in Вероучение

О происхождении жертвоприношения

kurban_bayramКаждый год 10 числа месяца зуль-хиджа по лунному календарю мусульмане всего мира отмечают самое значимое религиозное событие года – Праздник жертвоприношения – Ид аль-адха, который на языках многих мусульманских народов России принято называть Курбан-байрам. Продолжается праздник три дня.

Курбан-байрам является кульминацией одного из важнейших предписаний Ислама – хаджа – массового паломничества в Мекку и её окрестности, где расположены великие святыни Ислама. В эти дни следует совершать как можно больше добрых дел с благими намерениями, радовать родных, близких, знакомых и незнакомых…

Коротко о том, как пророк Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему).

Обряд жертвоприношения связан с именем пророка Ибрахима (мир ему) занимающего особое место в истории Ислама. Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьёзным испытанием, проверкой преданности пророка Милостивому Аллаху стала история с его долгожданным первенцем – Исмаилем (мир ему). Ибрахим (мир ему) достигнув преклонного возраста, но ещё не имея детей, обратился с мольбой к Аллаху: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37, аят 100). Приняв молитву Ибрахима (мир ему), Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исмаилем.

Прошли годы. Сын Ибрахима (мир ему) Исмаил достиг возраста, когда уже мог стать опорой и поддержкой своему отцу. Но Всевышний подверг Своего пророка серьёзному испытанию. После того как Ибрахим (мир ему) оставил владения Намруза и переселился в Шам, он тайно обязал себя принести в жертву ради Аллаха сына, если он у него родится. Но Ибрахим (мир ему) запамятовал свой обет и жил спокойно, пока не забывающий ничего Всевышний Аллах не напомнил ему об этом, повелев ему во сне принести сына в жертву. Этот сон он видел семь ночей подряд и убедился, что это вещий сон от Всевышнего Аллаха. Вспомнив о своём обете, он решил исполнить его. Тогда пророк Ибрахим (мир ему) сказал сыну, чтобы тот взял верёвку и нож и отправился с ним в сторону Мины. Исмаил взял всё это и пошёл вслед за отцом, словно ягнёнок. В пути он спросил отца: «А зачем нам верёвка и нож?» Ибрахим (мир ему) сказал, что идут совершить жертвоприношение. Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима (мир ему) выполнить повеление Аллаха, позавидовал ему. Он явился к матери Исмаила в облике человека и спросил её: «Куда отправились Ибрахим с сыном?» Она ответила, что они пошли за дровами. Иблис сказал ей, что Ибрахим собирается резать Исмаила, но она этому не поверила. Тогда иблис сказал: «Ибрахим говорил, что у него на это есть повеление Аллаха». Жена Ибрахима (мир ему) сказала: «Если таков приказ, то мне этого предостаточно».

Проклятому иблису козни не помогли. Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилу и спросил: «Куда вы идёте?» Исмаил твёрдо ответил иблису, что они идут резать курбан, но проклятый иблис спросил: «А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?». Ответив отрицательно, Исмаил засмеялся. Иблис открыл ему намерение отца и сказал: «На горе будут резать тебя». Исмаил поинтересовался: «А почему отец решил принести меня в жертву?» Тот ответил: «Ибрахим говорит, что на это есть повеление Аллаха». Исмаил сказал: «Если таково повеление, я согласен быть жертвой ради Аллаха».

Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима (мир ему) и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.

Затем Ибрахим (мир ему) поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – коли угодно Аллаху, в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим (мир ему) связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим (мир ему) развязал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).

Попрощавшись с сыном, Ибрахим (мир ему) взял нож и провёл им по шее Исмаила, но нож даже не оставил следа. Исмаил сказал отцу: «Может, тебе трудно видеть моё лицо? Режь без жалости!» – и лёг смиренно лицом вниз. Но как бы Ибрахим (мир ему) ни старался, нож отказался резать и нисколько не повредил телу Исмаила. Оказавшись в безвыходном положении, рассерженный отец отшвырнул нож, и тот (нож) сказал ему: «Могущественный Аллах запретил мне резать, а Ибрахим настаивает, чтобы я резал. Поскольку из двух требований достойной исполнения является воля Всевышнего, я следую ей. Как же я могу резать шею Исмаила, когда на его лбу сияет яркий нур Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)? Мне не под силу делать то, чего ты желаешь, без повеления Всевышнего».

Наблюдая за всем этим, всё живое: земные и небесные ангелы, звери, птицы, насекомые, даже обитатели морей и океанов – все стали просить Аллаха о милости отцу и сыну. В тот же час Джибриль (мир ему) привёл из Рая барана величиной с верблюда. Когда вместо Исмаила было велено зарезать этого барана, все от радости произнесли такбир («Аллаху акбар!» – «Аллах велик!»).

Так Исмаил спасся и получил высшую награду. Сказано, что тот баран был жертвой Хабила, которая была принята Всевышним, и Могущественный Аллах держал его в Раю, чтобы подарить Ибрахиму (мир ему).

О Аллах, нас, следующих религии Ибрахима (мир ему) и разделяющих вероубеждение аль-Ашари, сделай искренними последователями Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), не лишай нас их бараката и шафаата и в День Суда подними нас вместе с ними. Амин!

Зумруд Исаева