01.03.2016450

Мусульмане: кто они?

Поделиться

s_r13_54511009Ежедневно мы многократно слышим и читаем упоминания об Исламе и мусульманах — как с положительным, так и с отрицательным оттенком. Они мелькают в газетных публикациях, в теле- и радионовостях, ибо мусульмане составляют сегодня значительную часть населения земного шара. Но, несмотря на такое внимание со стороны современных масс-медиа, информация о мусульманах часто бывает предвзятой и необъективной, что конечно же способствует формированию в обществе мифов и ложных стереотипов об Исламе и его последователях.
«Традиция» сознательно или невольно представлять мусульман в негативном свете имеет многовековую историю. В трудах европейских и отечественных авторов искаженно представлялись не только мировосприятие и моральный облик мусульман, но и само слово «мусульмане». Их называли «магометанами», «мухаммеданами», «сарацинами», «агарянами», «басурманами» — все эти слова сами по себе являются оскорбительными. Даже нынешнее общепринятое название «мусульмане» не является точным. «Мусульманин» — искаженное от «муслим» (сравните английское «muslim»). Интересно в этой связи вспомнить, что в 1964 г. II Ватиканский Собор Римской Католической Церкви в своей декларации, обращенной к мусульманам, демонстрируя свое уважение к ним, изменил традиционное латинское написание «musulmanus» на «muslimus» /1/.
Сегодня около полутора миллиарда человек на Земле считают основополагающей программой своей жизни Священный Коран — ниспосланное Творцом всего сущего Священное Писание, не искаженное человеческими вымыслом и фантазией.
Наша задача в данной статье — дать краткий очерк о мусульманах: кого можно назвать таковыми с канонической точки зрения, беря за основу Священный Коран и Сунну пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Итак, кто же они — мусульмане, «люди, покорные Единому Богу»?

1. Мусульмане поклоняются только Единому и Единственному Богу.

Прежде всего мусульмане — это люди, покорные Единому Богу, о чем свидетельствует главная формула признания Единобожия — шахада: «Ашхаду алля иляхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадар-расулюл-лах» («Свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Бога, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Его»).
«О люди! Поклоняйтесь [всем своим существом только] Господу вашему [Единственному и Единому для всех, Творцу всего сущего], Который сотворил вас и тех, кто был ранее [из числа людей, джиннов /2/ да и всех творений]. Будьте же набожны» (см. Св. Коран, 2:21).
«Аллах (Бог, Господь), ангелы и ученые мужи свидетельствуют, что нет бога, кроме Него Одного, Придерживающегося справедливости во всем. Нет бога, кроме Него Одного, Великого и Мудрого» /3/ (Св. Коран, 3:18).
Самым большим грехом является придание кого-то или чего-то в сотоварищи Всемогущему Творцу. Отход от Единобожия, обожествление неживых предметов материального мира называется ширком.
Ширк — это поклонение кому-либо и преклонение перед кем-либо, помимо Всевышнего Господа, т.е. приравнивание кого-то или чего-то к Всемогущему Создателю. Конечно же сегодня маловероятно поклонение камню, могиле или солнцу. Однако нынче есть бесчисленное множество примеров, когда сознание людей находится в плену чувств и соблазнов, когда они преклоняются перед кумирами, роскошными вещами, деньгами и т.д. К большому сожалению, такие люди поклоняются лжебогу — своему «эго», отказываясь поклоняться Всевышнему Творцу, Который сотворил их, дав совершенство им самим и всему, что их окружает /4/.
«Поистине, Аллах (Бог, Господь) не простит приписывание кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи (вознесение чего-либо на Его Божественный уровень) [и это в том случае, если человек так и ушел из жизни с этим грехом, не раскаявшись и не исправившись]. Все же остальное Он может простить тем, кому пожелает [даже если человек умрет с каким-либо грехом, так и не раскаявшись]» (см. Св. Коран, 4:48).
Пророк Мухаммад задал вопрос: «Не сообщить ли вам о самых великих грехах?»
— Сообщи, — попросили его сподвижники.
— Многобожие, ослушание родителей и лжесвидетельство, — сказал Пророк.
Если кто-то придаст Богу сына, помощника или посредника, возведет какое-то чувство или прихоть на уровень, равный Богу, то есть откажется от истинных религиозных ценностей, забудет о всеведении, всезнании и всесилии Творца, и смерть настигнет его следующим по пути Сатаны, то он перестанет быть мусульманином. В мир иной этот человек уйдет многобожником (мушриком), справедливо заслуживающим вечного пребывания в Аду.
Да убережет нас Всевышний от поклонения сотворенному!

2. Мусульмане веруют во всех пророков Всевышнего, начиная от Адама и завершая Моисеем, Иисусом и Мухаммадом, в те Писания, которые были ниспосланы Богом человечеству через пророков, а также в существование ангелов.

«Уверовал Пророк [Мухаммад] в [истинность и правдивость того], что было ниспослано ему от Господа [а это и Священное Писание, и пророческие откровения, и сама посланническая миссия], и верующие [также уверовали]. Все [кто способен был уверовать] уверовали в Бога [Единственного Творца, Господа миров], в Его ангелов, Его Писания [Тору, Евангелие, Коран и все то, что было ниспослано от Всевышнего на протяжении человеческой истории] и посланников Божьих /5/. Мы не разделяем меж посланниками. [С точки зрения Ислама нет плохих и хороших, признанных и непризнанных посланников.] И сказали они (верующие): «Мы услышали [Божественные назидания, переданные через Пророка] и покорились. Просим у Тебя простить наши прегрешения, о Господи, ведь к Тебе возвращение. [После Конца Света все мы будем воскрешены и вернемся, предстанем пред Тобой для ответа за свои деяния на площади Суда]» (Св. Коран, 2:285).
«Верующие, [не просто называйтесь таковыми, а именно] уверуйте в Бога [Единого и Единственного для всех и вся], Его посланника [последнего и заключительного], в Писание, что ниспослано ему, и Писания, что были ниспосланы ранее. Кто же не уверует в Бога, Его ангелов [в существование мира ангелов], Его Писания, Его посланников, а также в [наступление] Судного Дня, тот далеко ушел от верного, правильного пути [сильно заблудился]» (Св. Коран, 4:136).

3. Мусульмане убеждены в неминуемом наступлении Конца Света, Судного Дня и жизни вечной в Раю или в Аду.

Мусульмане «веруют во Всевышнего… и Конец света», ибо «каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога; любой человек] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти… Кто будет удален от Ада и введен в Рай, тот победил [такой исход событий — лучший результат, величайшая награда, это успех и спасение, причем навечно]. Жизнь мирская — и нет сомнения в этом — предмет ослепления (самообольщения /6/, тщеславия, высокомерия, гордости) /7/» (Св. Коран, 3:185).

 

4. Мусульмане веруют в то, что Богу все изначально известно, а человеку предоставлено право выбора и принятия решений, что и будет оценено в Судный День.

Они знают, что все предпосылки для совершения благих или преступных деяний, доброго или скверного созданы Творцом, а человек имеет право выбирать.
Только Аллах знает, что будет через мгновение или минуту, месяц или многие годы. Люди же могут лишь предполагать, прогнозировать на основе закономерностей, установленных Творцом.
«Всевышнему принадлежит скрытое (неведомое, сокровенное) [невидимое взору, непознанное, необъяснимое] на небесах и на земле. К Нему все вернется [в Судный День]. Поклоняйся Ему и полагайся на Него [делая все от тебя зависящее]. Господь ведает все, что вы делаете» (Св. Коран, 11:123).
«Не постигает кого-либо беда, кроме как по дозволению Всевышнего. Кто уверует в Бога, сердце того будет на верном пути [он будет понимать суть происходящего, анализировать события и явления, не будет отчаиваться, зная, что постигшие его трудности или беды разрешимы по милости Творца]. Аллах ведает обо всем» (Св. Коран, 64:11).

5. Мусульмане ежедневно совершают обязательные молитвы и раз в году выплачивают обязательный налог (закят) /8/.

Молитва — прямое обращение к Всесильному и Всезнающему Богу, благодарность за дарованные Им неисчислимые блага. Это особое состояние человеческой души, состояние духовного очищения и спокойствия, выражение надежды на милость Господа.
Налог — умение поделиться с ближним, с малоимущими, осознание того, что все дарованное нам Всевышним — лишь временная услада, являющаяся испытанием для нас.
«Выстаивайте молитву и выплачивайте обязательную милостыню» (Св. Коран, 2:83). «…[богобоязненные — те] кто верует в сокрытое, совершает молитву и выплачивает с того, чем Мы его наделили» (Св. Коран, 2:3). «Верующие! Просите помощи [у Всевышнего] посредством терпеливого подхода [к делам, чувствам, состояниям] и совершая [обязательную или иную] молитву-намаз. Бог вместе с терпеливыми» (Св. Коран, 2:153).

6. Мусульмане ежегодно соблюдают обязательный пост ради Господа своего.

Постящиеся в определенное время суток должны отказаться от разрешенного в обычные дни, чтобы осознать и почувствовать ценность благ и возможностей, дарованных нам Всевышним. Люди часто воспринимают окружающее как должное, само собой разумеющееся: имеющие достаток не всегда могут понять состояние нужды и чаяния тех, кто из-за материальных трудностей вынужден испытывать голод. Выполнение человеком своего религиозного долга, в частности, соблюдение поста, помогает ему задуматься над смыслом своего бытия, воспринять окружающий мир как милость Бога.
«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными » (Св. Коран, 2:183).

7. Мусульмане, если имеют материальную возможность, хотя бы раз в жизни должны совершить паломничество к Священной Каабе в город Мекку.

Совершая паломничество, мусульмане со всех континентов земного шара, независимо от национальности и цвета кожи, политических взглядов и убеждений, на время отрешаются от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.
«Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то, воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем]» (см. Св. Коран, 3:97).

8. Мусульмане всегда, по мере своих возможностей, расходуют из дарованного им Господом имущества на благие дела.

Жертвование на пути Аллаха не означает лишь расходование денег. Во имя достижения благородных целей, заповеданных Всевышним, верующий человек жертвует здоровьем, временем, всем тем, что даровано ему Господом.
На что это расходуется? На минимум материального и духовного достатка всех нуждающихся. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден, тот — не из нас». Указанные средства, материальные и нематериальные ресурсы должны также использоваться для того, чтобы Слово Бога было доведено до людей свободным от искажений и изменений. Задача мусульман — донести Истину до других, а задача отдельного человека — познать ее.
«Верующие! Тратьте [на благое] из того, чем Мы наделили вас, [причем] до того, как придет День, когда не будет ни торговли [не будет возможности заработать, откупиться, обменяться], ни дружбы, ни заступничества [кроме как с дозволения Всевышнего]. Безбожники [в том числе и те, кто тратит материальные средства не по назначению, а лишь на удовлетворение прихоти и приумножение греха] — они грешники [уже то, что они отрицают Творца, есть огромный грех и неблагодарность Ему]» (Св. Коран, 2:254).
«[Люди] вы никогда не сможете достичь праведности (благочестия, набожности), пока не начнете расходовать из того, что любите [причем не только начнете, но и будете постоянны в этом]. И что бы вы ни расходовали [любимое вами или нежеланное; полезное и нужное или уже никчемное, даже то, что крайне мало и незаметно], воистину, Господь об этом Сведущ [знает всю глубину и широту вашего поступка]» (Св. Коран, 3:92).
Мусульмане — те, «кто, если тратят [свои средства и возможности, время и силы] на благодеяния, то не расточительны и не скупы, они находят [золотую] середину между первым и вторым [умеренны и постоянны в благом, где нужно — щедры]» (Св. Коран, 25:67).
Ислам воспитывает в людях чувство общности и необходимости заботы о других, в первую очередь — о своих близких. И нужно заметить, что это делается мусульманами не из корыстных целей, а только для того, чтобы Всевышний был доволен ими.
Как не хватает нам сегодня этих качеств, которые сделали бы богатыми в нашем мире не отдельно взятых людей, а всех живущих на Земле!

9. Мусульмане очень терпеливы.

«Верующие, будьте терпеливы, проявляйте твердость, выдержку (хладнокровие, не теряйте присутствия духа) и будьте богобоязненны, может быть, вы достигнете успеха. [Сделайте же все возможное, чтобы достичь его!]» (Св. Коран, 3:200).
Мусульмане — «терпеливы и полагаются на Господа [в том, что вне их сил и возможностей, делая все от них зависящее]» (Св. Коран, 16:42). «Все, что у вас [будь то деньги, здоровье или благополучие, то есть все мирское], — тленно (иссякнет, исчерпается). А все, что у Господа, — вечно. Кто терпелив (стоек) [спокойно и уверенно преодолевает трудности, которыми полна эта жизнь; кто не соблазняется на легкое, но греховное, а «кровью и потом» достигает намеченных целей, хотя, возможно, и без особых затрат и потерь, но силой мысли и упорядоченностью действий], тем непременно воздадим Мы [говорит Всевышний Творец] много лучшим, чем то, что они совершали (чем они того заслуживают)» (Св. Коран, 16:96).
Некоторые в силу своей некомпетентности или недостаточных познаний относительно морально-нравственных ценностей Ислама говорят о якобы характерных для Ислама и мусульман жестокости и насилии. Им бы хотелось привести следующий коранический аят: «Если вам причинят зло, то вы можете ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение [простите обидчика, мудро избежите конфликта и противостояния], то это — лучшее для тех, кто терпелив [кто на самом деле является таковым, знает, что такое стойкость, воля, сила]. Проявляй терпение и [знай, что] терпение твое только со Всевышним. [Так как именно Он может заложить в твоем сердце легкость внутреннего состояния и упорство в преодолении жизненных препятствий, когда человек, проявляя терпение, не растрачивает себя на эмоции, с трудом заглатываемые обиды, болезненные козни, а набирает из всего этого еще больше сил. Ведь если он неустанно продвигается вперед сквозь тернистые заросли препятствий, карабкается вверх к вершинам по отвесным скалам бытия, то ему не становится легче, а, наоборот, требуется все больше сил и навыков]. Не печалься из-за них, не грусти, и пусть не сжимается сердце от боли, которую наносят тебе их козни (коварство, хитрость). [Ты успешно пройдешь и достигнешь, а трудности, созданные при чьем-то участии, пойдут лишь на пользу тебе, если не собьешься с позитивной и оптимистичной линии своего пути]» (Св. Коран, 16:126,127).
Эта авторитетная и универсальная по содержанию формула, данная Священным Кораном, символизирует мудрость и справедливость Творца, ибо, исполнив сей завет, человек получит пользу и преимущество не только в этом мире, но и в мире вечном.

10. Мусульмане по отношению ко всем должны поступать благородно (аль-ихсан).

В отношении родителей запрещается проявлять даже малейшую грубость или недовольство. «Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]». Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24) /9/.
Средства массовой информации часто сознательно или по неведению обвиняют в организации различных террористических актов «исламских экстремистов», «мусульманских террористов». Что можно ответить на это? Мы уже наглядно продемонстрировали, что заповеди Священного Корана не позволяют мусульманину творить зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или иноверцы. Напротив, Коран призывает мусульман относиться ко всем по-доброму: «[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не грешите; не посягайте на честь, имущество и жизнь других; с трепетом пред Богом держите себя от греха подальше]. [Не стоит забывать, что] Его наказание сурово!» (Св. Коран, 5:2).
Мусульманин обязан помогать иноверцам: «А если кто-то из многобожников (язычников) [людей иной культуры, веры] просит у тебя [у верующего] убежища [просит быть твоим соседом], то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие [истины. Все люди разные, и каждый имеет право на свое мнение. Если ты открыл для себя что-то высокое, то постарайся без принуждения и назойливости поделиться этим с другим. Будь надежен, излучай безопасность, но если кто-то поступил по отношению к тебе или другим вероломно, он заслуживает достойного отпора в рамках местных канонов и законов]» (Св. Коран, 9:6).
Источник: http://umma.ru
/1/ См. русский перевод: Документы Второго Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998. С. 233.
/2/ Джинны — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами.
/3/ Эти коранические аяты подтверждают первую заповедь о Единобожии, данную Моисею: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им» (Исх., 20:2–5).
/4/ В Евангелии Иисус предостерегает от поклонения лжебожеству богатства и роскоши: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [т.е. богатству]» (Мф., 6:24).
Позже, в результате ожесточенной полемики и борьбы, в христианской традиции возобладала практика почитания образов (икон), несмотря на то, что этому нет подтверждения в тексте Нового Завета, а в Ветхом Завете на этот счет содержится прямой запрет. Религиозное почитание рукотворных изображений имеет немало общего с ритуалами идолопоклонников, о которых апостол Павел писал: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим., 1:21–23, 25).
/5/ Пророков и посланников Божьих на протяжении всей истории было более ста тысяч.
/6/ Самообольщение — обольщение себя приятными, но ложными мечтами, надеждами. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1144.
/7/ Более подробно о смыслах данного аята можно найти в лекции Ш. Аляутдинова «Миллион за то, что не стоит и гроша» (14.01.2007) на 6-м диске CD-проповедей Ш. Аляутдинова или на сайте www.umma.ru.
/8/ Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т.д. (См., Св. Коран, 9:60). Закят выплачивается со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% налога-закята.
/9/ Уважение и почтение к родителям есть предписание Господне людям, данное через всех пророков. Так, пятая заповедь, данная Богом Моисею, гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх., 20:12). «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх., 21:15, 17).