Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Авг 14, 2016 in Вероучение

Роль принципа любви в Исламе в современных условиях

 love_in_islam_00Всем известен христианский принцип: «Если тебя ударили по одной щеке –  подставь другую!», представляющий собой цель нравственного самосовершенствования личности. Мало кто знает, что такое же правило существует и в Исламе. Это доказывается всем духом Корана и многими аятами. Например, в Коране (сура «Рассказ», аят 54) провозглашается: «Этим будет дарована их награда дважды за то, что терпели. Добрым они отстраняют зло и дают из того, чем Мы их наделили». Здесь изложена величайшая мысль о том, что добро всегда победит зло, несмотря на временные «успехи» деструктивных тенденций в обществе.

Следующий аят (сура «Разъяснены», аят 23), на который мы хотим обратить внимание, является существенным продолжением предыдущей идеи Корана. Оба аята представляют собой конкретное доказательство того, что Ислам есть органическое продолжение христианских принципов, провозглашающих Толерантность, Добро, Любовь и Милосердие к иным народам.

 

Вот что возвещает Аллах Своим рабам, которые уверовали и творили благое (смысл). Скажи им: ”Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним; кто совершает добро, тому Мы прибавим к этому благое”. Поистине, Аллах Прощающ и Благодарен!» (Сура Аш-Шура, аят 23). Мы включили аят полностью, чтобы исключить всякую основу для выдвижения претензии к нашей концепции, в которой он играет весьма существенную роль. Здесь Всевышний призывает к самому высшему проявлению человечности – любви.

Любовь – это особое психологическое состояние, высшее чувство, комплекс эмоций, принадлежащий людям. Отличие Божественной любви в том, что она Абсолютна, то есть она направлена на всё, что существует, в том числе на так называемых врагов. Любовь к ближнему, провозглашённая Иисусом в Нагорной проповеди, предполагает безропотное принятие всего, что может принести боль и страдания человеку. Поэтому лакмусовой бумагой, определяющей такие понятия, как истинный христианин,истинный мусульманин, является наличие любви – и ничего более.

 

Основа такой абсолютной любви есть принятие всего материального и духовного как промысла Божьего, как ниспосланного Им для определённой цели. Любовь не может быть раздельной: любить бедняков и ненавидеть богатых, и наоборот. Она предполагает любовь ко всем людям, животным и природе без исключения. Только тот человек, который может уверенно сказать себе: «У меня нет отрицательной реакции ни на людей, ни на что-то другое», – имеет право считаться верующим. Дело в том, что истинная, духовная  любовь исключает всякое нетерпение и негативное отношение к чему-либо. Любовь не надо понимать как что-то конкретное, например, как трепетное отношение юноши к девушке. Это просто человеческая любовь, где эгоистические компоненты играют главенствующую роль. Молодой человек, сильно любящий девушку, может принести неисчислимые страдания своей матери и т. д. Любовь, о которой говорится в Коране, призывает относиться ко всему с терпением и добром: эти два понятия, по нашему мнению, и есть основа религиозной любви.

Принцип «…любви к ближним…» является абсолютным. Будет ошибочным принимать его как добрые отношения только к христианам или мусульманам, хотя это также весьма существенно. Большинство социально-политических конфликтов на земле было бы невозможно, если бы представители этих конфессий относились друг к другу как к братьям и ближним. Однако мы помним, что и первая, и вторая мировые войны велись между народами, исповедующими христианство.

 

«Ближними» в истинно религиозном смысле являются все люди на Земле, так как они есть потомкиАдама и Хава (Евы), сотворённых Всевышним. Последние открытия учёных действительно подтверждают, что всё человечество на генетическом уровне возникло от одной женщины. Все мы есть дети Адама и обязаны относиться друг к другу как самые близкие родственники. Таким образом, вСвященных Писаниях ничего особенного нет: просто пророки АллахаИисус и Мухаммад (мир им и благословение) донесли те истинные знания, которые люди забыли из-за того, что допустили в самих себе преобладание животного эгоизма. Именно он делает человека врагом другого, заставляетзавидовать, ненавидеть, презирать и т. д.

В аяте имеется цитата, которая позволяет ещё раз обратить внимание на сущность самой религии. В простом понимании вера есть признание Всевышнего и поклонение Ему, то есть выполнение определённых обрядов. Однако в аяте Он говорит: «Я не прошу у вас за это награды, только любви к ближним…» (Сура «Аш-Шура», аят 23). Таким образом, истинная вера есть не только выполнение обязательных религиозных обрядов, но и налаживание добрых отношений с людьми.  Вера, религия, начинаются с любви ко всему. Таким образом, всякая отрицательная реакция человека, хоть наизусть знающего Писание, в адрес другого  или социального класса есть безбожие, полное неприятие сутиКорана.

 

Сущность мировых религий, как особой формы общественного сознания, одна – это формирование нравственной личности. Проведённое изучение Корана позволяет нам констатировать: Ислампровозглашает приоритет общечеловеческих ценностей, заключающихся в принципах Жизни, Счастья и Свободы. Таким образом, нет оснований обвинить данную религию в разжигании экстремизма в какой-либо форме. Наоборот, проанализированные аяты Священного Корана доказывают, что Ислам должен стать духовной альтернативой экстремизму во всех его формах.

Роль принципа любви в Исламе в современных условиях

Требование быть любящими и милосердными исходит из того, что Коран призывает к гуманному отношению не только к представителям Книги, то есть иудеям и христианам, как народам, к которым пришли пророкипосланники Всевышнего. В Писании Ислама содержатся такие аяты, где Аллах требует осторожного подхода даже к язычникам, так как они могут быть «заблудшими людьми», потерявшими духовные ориентиры. Так какое может быть оправдание экстремистам, ради власти и религиозных догм уничтожающих законопослушных мусульман? Всякое насилие в современных условиях, духовное и физическое, представляет собой игнорирование нравственных норм вероучения и подлежит осуждению по закону и совести.