20.05.2017555

Сокровенный смысл поста в месяце Рамазан

Поделиться

i Хвала Аллаху, который почтил безмерной милостью рабов Своих, защитив их от козней шайтана и его происков, расстроив его надежды и разрушив мечты, так как сделал пост крепостью и щитом для приближенных (аулийа) к Себе, открыл для них посредством него врата Рая и поведал им, что средством проникновения шайтана в их сердца являются тайные страсти и что посредством подавления их нафс аль­мутмаинна обретает несокрушимую силу для победы над своим врагом, сильным мощью. Благословение Мухаммаду, предводителю людей, сделавшему для них Сунну легкой, и роду его, и сподвижникам, обладателям озаренного пророческим светом разума и превосходного ума, и всем им многие приветствия!

Поистине, пост (савм) – четверть веры, как следует из слов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям): «Пост – половина терпения». «Терпение – половина веры». Пост отличается от других столпов веры тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо Аллах сказал, как о том поведал Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям): «Каждое благое деяние вознаграждается от 10 до 700 раз, кроме поста, ибо он – для Меня и Я вознаграждаю за него».

И Всевышний говорит: «Поистине, терпеливым дается их награда без счета!» (Коран, 39:10). А пост – половина терпения, и [следовательно], вознаграждение за него превзошло все пределы определения размеров и счета.

Для уяснения значения достоинства поста тебе достаточно слов Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям): «Клянусь Тем, в чьей власти душа моя, запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее аромата мускуса. Аллах говорит: «Поистине, оставил он ради Меня свои желания, питье и еду. Пост – для Меня, и Я за него вознаграждаю». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Есть у Рая врата, название которым «ар-Раййан» – «Врата утоления», в кои войдут лишь постившиеся, и им обещана встреча с Аллахом в награду за их пост». Он сказал: «Для постящегося – две радости: радость при разговенье и радость при встрече со своим Господом».

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) также сказал: «У всего есть врата, и врата поклонения Аллаху – пост». Он сказал: «Сон постящегося – поклонение Аллаху».

Абу Хурайра рассказал, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) однажды сказал: ((إذا دَخَلَ شَهْرُ رَمَضَانَ فُتّحَتْ أبْوَابُ الجَنّةِ و غُلّقَتْ أبْوَابُ النارِ و صُفّدَتِ الشَياطِينُ و نادى مُنادٍ: يا باغِى الخَيْرِ هَلُمّ و يا باغِى الشَرّ اقْصِرْ)) «Когда приходит месяц рамадан, открываются врата Рая, врата Ада закрываются, и дьяволы приковываются цепями. И возгласит возглашающий: “О взыскующий добра, приди! О жаждущий зла, прочь!» Ваки‘ касательно слов Всевышнего: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили раньше, в прошлые дни» (Коран, 69:24) сказал, что это – о днях поста, так как в них они отказывали себе в еде и питье. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) уравнял отрешение от мирского и пост в степени гордости за них и сказал: ((إنّ اللهَ تعالى يُباهِى ملائَكَتَهُ بِالشابّ العابِدِ فَيَقُولُ أيّها الشابّ التارِكُ شَهْوَتَهُ لاجْلِى المُبْذِلُ شَبابَهُ لِى أنْتَ عِنْدِى كَبَعْضِ ملائِكَتِى)) «Всевышний Аллах гордится перед Своими ангелами набожным юношей и говорит: «О юноша, оставивший свои желания ради Меня и посвятивший Мне свою молодость, ты для Меня – как один из Моих ангелов». О постящемся Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: ((يَقُولُ اللهُ عَزّ و جَلّ انْظُرُوا يا ملائِكَتِى إلى عَبْدِى تَرَكَ شَهْوَتَهُ و لَذّتَهُ و طَعامَهُ و شَرابَهُ مِنْ أجْلِى)) Аллах говорит: «О Мои ангелы! Посмотрите на Моего раба, который ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье!» Касательно слов Всевышнего Аллаха: «Не ведает душа, что скрыто для них из радости очей в награду за то, что они творили» (Коран, 32:17) сообщили, что кто ­то сказал, что их деянием был пост, ибо Он говорит: «Поистине, терпеливым дается их награда без счета!» (Коран, 39:10).

Постящемуся воздается бессчетно, его награды безмерны, они превзойдут всякое воображение и представление. И это достойно быть таковым, ибо пост – ради Аллаха и чтим отнесением к Нему, даже если все обряды поклонения [исполняются] ради Аллаха, подобно тому как Аллах почтил Каабу отнесением ее к Себе, тогда как вся земля – Его, по двум причинам. Одна из них: пост – это воздержание и отказ, и он сам по себе есть нечто скрытое, в котором нет такого действия, что можно увидеть. Все обряды поклонения совершаются прилюдно, а пост видит лишь Аллах, ибо пост – скрытое действие, совершаемое одним лишь терпением. Вторая [причина]: пост – средство одоления врага Аллаха, ибо орудие шайтана, проклятого Аллахом, – плотские страсти, а они усиливаются от еды и питья. Поэтому Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: ((إنّ الشيطانَ لَيَجْرِى مِنْ ابْنِ آدَمَ مَجْرَى الدَمِ فَيُضَيّقُوا مَجارِيَهُ بِالجُوعِ)) «Шайтан подбирается к сыну Адама кровеносными путями. Сузьте его пути голодом». И поэтому сказал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах: ((داوِمِى قَرْعَ بابِ الجَنّةِ قالتْ: بِماذا؟ قال صلى الله عليه و سلم: بِالجُوعِ)) – Беспрерывно стучись во врата Рая. – Чем? – спросила ‘Аиша. – Голодом, – ответил Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). И поскольку пост стал особенным средством одоления шайтана, преградой и сужением его путей [к человеку], он (пост) удостоился исключительности отнесением к Аллаху. В одолении врага Аллаха – помощь [религии и Посланнику] Аллаха, и помощь Аллаха Его рабу зависит от его помощи [религии и Посланнику] Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

Всевышний Аллах говорит: «Если вы поможете [религии и Посланнику] Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), то Он поможет вам [одолеть врага] и укрепит ваши стопы [на поле битвы]» (Коран, 47:7). Начало – проявление усердия [в поклонении] – от раба, награда же за это – наставление его на правильный путь – от Аллаха. Поэтому Всевышний говорит: «А тех, которые усердствовали в познании Меня (кто во имя Аллаха боролся против своего нафса и шайтана), Мы поведем по путям обретения Нашего довольства» (Коран, 29:69). А также: «Поистине, Аллах не лишает людей милости, пока они сами не изменят свои благие деяния на ослушание [Ему]» (Коран, 13:11). А к изменению [деяний приводит] усиление страстей, а они – пастбища и угодья, на которых пасутся дьяволы, и доколе на тех пастбищах и угодьях полно травы, они не оставляют их, а доколе не оставляют – не открывается рабу величие Аллаха, и ему будет отказано во встрече с Ним. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: ((لَوْ لا أنّ الشَياطِينَ يَحُومُونَ على قُلُوبِ بَنِى آدَمَ لَنَظَرُوا إلى مَلَكُوتِ السَمَوَاتِ)) «Если бы дьяволы не кружили вокруг сердец людей, то они (люди) бы постигли своим взором Небесное Царствие – Малакут.

В этом отношении и стал пост вратами поклонения Аллаху и щитом [от Его врагов]. Абу Хамид аль-Газали (450/1058 – 505/1111) – великий ученый, правовед (факих), суфий и философ, еще при жизни завоевавший высшую ученую степень своего времени «Худжжат аль-ислам» (Довод ислама).

Али Омаров

Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/23542