16.09.2017491

Спасение наше между страхом и надеждой

Поделиться

Спасение наше между страхом и надеждойМудростью веры во Всевышнего Аллаха является пребывание раба между надеждой на милость Аллаха и страхом перед Его наказанием (богобоязненностью). Истинному рабу Аллаха надо держаться золотой середины между страхом и надеждой на милость и прощение Аллаха.

Поэтому одной из главных целей для верующего должно быть сохранение своей веры (имана), когда он покидает этот мир, ибо её потеря означает вечное пребывание в муках Ада. А тот, кто сохранил свой иман, в конечном итоге попадает в Рай, испытав наказание за свои грехи и отбыв свой срок. У тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна вызывать страх и беспокойство.

Если человек, вспоминая о смерти, начинает больше готовиться к ней, к потусторонней жизни, то такой страх нужен человеку. Но если человек, вспоминая о смерти, из-за страха перед ней старается не думать обо всём этом, то такой страх никакой пользы не несёт. Такой страх только вреден душе человека, так как он приводит к забвению Аллаха, а не Его поминанию.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

فَلَا يَأْمَنُ مَكْرَ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْخَاسِرُونَ

(смысл): «И не опасаются хитрости Аллаха только люди, потерявшие разум» («Аль-Араф», 99).

Всевышний Аллах также сказал:

إِنَّهُ لَا يَيْأَسُ مِنْ رَوْحِ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ

«Поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» («Йусуф», 87).

Есть много (других) аятов, в которых заключён тот же смысл.

Иногда о страхе и надежде говорится в двух взаимосвязанных аятах, иногда в различных аятах, а иногда в одном и том же. Осознание того, что мы вернёмся к Всевышнему Аллаху, и что Его наказание велико, обуславливает необходимость страха, а осознание милости Всевышнего Аллаха и бескрайности Его вознаграждений обуславливает необходимость надежды.

Однако в предсмертном состоянии в человеке должно доминировать чувство надежды из-за слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть никто из вас не умрет, кроме как с хорошим мнением об Аллахе, Пречист Он и Велик» (Муслим).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَوْ يَعْلَمُ الْمُؤمِنُ مَا عِنْدَ الله مِنَ العُقُوبَةِ، مَا طَمِعَ بِجَنَّتِهِ أَحَدٌ، وَلَوْ يَعْلَمُ الكَافِرُ مَا عِنْدَ الله مِنَ الرَّحْمَةِ، مَا قَنَطَ مِنْ جَنَّتِهِ أحَدٌ

«Если бы знали верующие о том, какой каре может подвергнуть человека Всевышний Аллах, то никто из них не осмелился бы желать Рая. И если бы неверные знали о том, сколь велика милость Аллаха, то никто из них не терял бы надежды на Его Рай». (Муслим)

Они не осмелились бы желать Рая из страха пред Аллахом и опасением, что Он по справедливости воздаст им за их грехи, которые они совершают на каждом шагу. Также они не теряли бы надежду попасть в Рай, полагаясь на то, что на них распространится милость Всевышнего Аллаха, ибо она так огромна, что хватит на всех. Человек, признающий щедрость Всевышнего Аллаха, всегда надеется на Него, а человек, боящийся наказания Аллаха, испытывает страх перед Ним. Если взвесить страх и надежду раба, то они должны быть равны, хотя рекомендуется, чтобы у раба Аллаха на протяжении всей его жизни доминировало чувство страха, чтобы это привело его к повиновению в поклонении и к отречению от греховного. То есть пока раб Аллаха, на которого возложены обязанности религии, здоров, предпочтительнее, чтобы он и испытывал страх, и питал надежду, и чтобы того и другого было у него практически поровну. Страх будет отталкивать его от совершения несоответствующих предписаниям Всевышнего деяний, а надежда – побуждать к благим деяниям.

Однако в предсмертном состоянии у человека должно доминировать чувство надежды, ибо на необходимость этого ясно указывают положения Шариата, изложенные в Священном Коране, Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и в Иджма‘ (единодушное мнение учёных по вопросу, на который в Коране или Сунне нет прямых указаний). От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как за три дня до своей смерти Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لاَ يَمُوتَنَّ أَحَدُكُمْ إِلاَّ وَهُوَ يُحْسِنُ الظَّنَّ بالله – عز وجل

«Пусть никто из вас встречает смерть, кроме как с хорошим мнением об Аллахе, Пречист Он и Велик» (Муслим). То есть каждый из вас должен встречать смерть, ожидая от Всевышнего Аллаха только хорошего, надеясь на Его милость и прощение.

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الجَنَّةُ أقْرَبُ إِلَى أَحَدِكُمْ مِنْ شِرَاكِ نَعْلِهِ، وَالنَّارُ مِثْلُ ذلك

«Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) Огонь». (Бухари)

Повиновение Всевышнему Аллаху ведёт человека к Раю, а ослушание приближает его к Аду. Часто это повиновение и ослушание заключается в таких деяниях, которые кажутся нам мелочью. Поэтому каждому человеку следует часто делать добро и не упускать возможность совершить благое деяние, каким бы малым оно ни было. Точно так же ему следует отдалиться от всего плохого и запретного, каким бы малым всё это ни было. Ведь человек не знает, какое его благодеяние станет причиной милости Всевышнего над ним. Точно так же он не ведает, какой его грех станет причиной гнева Всевышнего.
Если человек имеет истинные намерения и выполняет предписание Всевышнего Аллаха, то получить Рай ему будет очень легко. Так же легко человек может получить и место в Аду, если он следует своим страстям и совершает грехи. Поэтому лучшие из рабов Аллаха всегда пребывают между надеждой на милость Всевышнего Аллаха и страхом перед Его наказанием.

 

Муслим Абдулаев

Источник: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/47242