Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Янв 30, 2018 in Вероучение, Мы в Исламе

Родители — они, словно дети, ждут внимания

Жизнь, дарованная Всевышним ﷻ, дорога каждому, и прожить её надо достойно. По воле Всевышнего ﷻ каждый шаг, каждая мысль, вдох и выдох даны человеку как испытания. Отношение к родителям – это одно из самых важных испытаний, посредством которого Всевышний приблизит к себе своих рабов или отдалит. Каждый мусульманин должен изучить инструкцию взаимоотношений родителей и детей.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Находись у ног своей матери, ведь там Рай» (Ибн Маджа). Смысл этого хадиса в том, что дети должны чтить и уважать своих родителей, особенно матерей. Человек, по сути, усложнил жизнь себе тем, что в мире научных открытий и технологий он забыл о простых отношениях между людьми. И дети, и родители сами себя подводят к той крайней черте, когда не могут найти общего языка. Оставшись в одиночестве, которое уже невозможно выдержать, старшее поколение нередко подаётся в дома престарелых.

 

Родители часто отпускают детей в «свободное плавание», и тем приходится с нуля самим строить этапы своей жизни. Следовательно, те родители, которые сами отдалились от детей, в старости остаются в одиночестве. В обществе, которое живёт согласно ценностям исламской религии, никогда не будет домов престарелых. И если дети будут с любовью и уважением относиться к своим родителям, к старшему поколению, как это предписывает Ислам, то спустя годы, когда они сами вырастят детей, к ним будет такое же отношение. Всё это описано в Коране, всё донесено до нас через века. Нам лишь остаётся следовать тому, что завещал нам Всевышний: любить и почитать родителей и всех людей старшего поколения, чтобы увидеть потом такое же отношение к себе.

 

Религия Ислам учит своих приверженцев, как надо относиться к людям старшего поколения, особенно к тем, кто в преклонном возрасте и остался без попечения детей. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к младшим из нас и не проявляет почтения к старшим из нас» (Абу Дауд, Тирмизи). В регионах, где компактно проживает мусульманское население, не было изначально детских домов и домов престарелых, теперь, к сожалению, они есть. И в них находятся не только бездетные пред
ставители старшего поколения, но и те, у которых по нескольку детей, вполне устроенных в жизни. Просто эти дети не нашли уголка в своём доме для родителей, всю жизнь посвятивших им.

 

Старость – период жизни, когда люди больше всего нуждаются в помощи, в добром отношении. В этот период наиболее важно хорошее отношение к ним. А тому, кто так к ним относится, запишется большое вознаграждение. В обществе, которое живёт согласно исламским традициям, каждый готов оказать помощь и поддержку престарелым людям вне зависимости от того, находятся они у себя дома или в домах престарелых, а ведь такие больше всех нуждаются в поддержке.

 

Содержание и обслуживание тех, кто в старости остался в одиночестве и оказался в таком учреждении, является обязанностью здорового общества. Ислам предписывает своим приверженцам не оставлять без внимания одиноких и обездоленных. Ситуация, когда три поколения жили под одной крышей, и молодые ухаживали за стариками, стала редкостью даже в сельской местности. Раньше дома престарелых пустовали, позорно было пожилого человека устраивать туда, – одинокого старого человека забирали родственники. Что сегодня происходит с людьми? Потеряли родственные чувства?

 

Однако многие стали набожными, посещают мечети, изучают Коран, слушают проповеди, стали состоятельными, имеют возможность помогать близким, но, к сожалению, делают это редко. Сейчас состоятельный родственник «стесняется» спросить у бедного, как его дела, в чём он нуждается, хотя бы для приличия. Что говорить о родственниках, когда родные дети не хотят ухаживать за родителями.

 

Есть случаи, когда дети укладывали одного из родителей в стационар и месяцами не показывались и не отвечали на телефонные звонки. Пожилым людям много не надо, они, словно дети, ждут внимания, доброго отношения, чуткости, ведь они этого заслуживают.Как известно, психика стариков имеет свои особенности: они становятся консервативными, ворчливыми, обидчивыми, стремятся поучать, отрицательно относятся к новому и т. д.

 

Так или иначе, психологию старого человека надо учитывать и в быту, и в лечебных учреждениях. Для этого руководителям таких учреждений необходимо повышать нравственный уровень коллектива. Всевышний Аллах  в Священном Коране сказал (смысл): «Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «фу!» и не кричи на них» (сура «Аль-Исра», аят 23).

 

Всевышний Аллах  в данном аяте указал именно на старость – из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в преклонном возрасте. Всевышний  велит своим рабам соблюдать то, что вменил в обязанность, проявляя к людям добро. Такое положение установилось с приходом Ислама и Шариата и сохраняется поныне. Всё, что касается уважения к родителям и людям старшего поколения, вызывает признание, одобрение всех мусульман.

 

Ислам требует такого отношения от каждого из нас. В некоторых странах родители зачастую живут в домах престарелых, брошенные там детьми. Но в то же время многие люди в немусульманских странах с почтением относятся к родителям; есть те, кто видит оказание добра родителям важным делом в этой жизни. Люди различны в плане отношения к родителям, но мусульманам необходимо поддерживать всё то, что соответствует Исламу, благоприятствуя этому и поощряя.

 

Однако в Шариате всё намного глубже относительно того, что было упомянуто. Это великие основы в соблюдении прав родителей и людей престарелого возраста. Каждый человек, достигший его, почитается, так предписывает Шариат. «Одним из видов возвеличивания Аллаха ﷻ является почитание мусульманина, обладающего сединами» (Абу Давуд). Если даже родители – немусульмане, достигшие пожилого возраста, им также следует помогать и почитать их, желая приближения ко Всевышнему . Как же прекрасен Ислам!

 

МУРАД СУЛТАНОВ

Источник: https://as-salam.ru