Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Сен 19, 2018 in Вероучение

20 сентября День Ашура

День Ашура  или десятый день благословенного месяца Мухаррам – это великий день для мусульман, потому как очень много событий в истории человечества связано  именно с ним.

 

 

Происхождение названия дня Ашура

 

Одни учёные пишут, что название Ашура  происходит от названия числительного «десять» – «ашара»,т.к. он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Некоторые учёные  утверждают, день Ашура назвали так потому, что Аллах наделил общину Мухаммада ﷺ десятью видами почестей:

1) Месяцем Раджаб, который по величию  превосходит другие месяцы подобно  превосходству величия общины Мухаммада ﷺ над другими общинами.

2) Месяцем Шаабан,  по величию превосходящий другие месяцы подобно  превосходству величия Посланника Аллаха ﷺ над другими пророками (мир им).

3) Месяцем Рамадан, величие которого над другими месяцами   равно величию Аллаха над всеми.

4) Ночью Ляйлят аль-Кадр,  поклонение  в которой ценнее, чем поклонение тысячи месяцев.

5) Днём аль-Фитр (Ураза-байрам) –  днём  воздаяния.

6) Десятью днями месяца Мухаррам –  особо важными днями для поминания Аллаха.

7) Днём Арафа, соблюдение поста в котором  стирает грехи прошлого и предстоящего года.

8) Днём  Курбан-байрама, в котором приближаются к Аллаху.

9) Пятничным днём, и этот день господин всех дней.

10) Днём Ашура, соблюдение поста в этот день стирает грехи целого года.

В каждом из перечисленных дней и месяцев Аллах создал величие и почёт общине Мухаммада ﷺ за любое благое деяние в особом размере, увеличивая воздаяние по сравнению  с обычными  днями  или месяцами.

Лучшее действе в день Ашура

 

Если сам человек не в состоянии соблюдать пост в этот день, то пусть совершит любое другое благо, хоть накормит на разговении того, кто постился в этот день, и это очень ценно.

 

Что касается деяний в этот день, то пусть каждый свершит благое действие по мере возможности, здоровья и материального положения, потому как очень желательно проявить щедрость в этот день, раздавая милостыню, а лучшее проявление щедрости – по отношению к своей семье.

Пророк ﷺ сказал:

من وسَّع على عياله يوم عاشوراء وسَّع الله عليه سائر سنته

Смысл: «Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Особенным деянием, которым Пророки и Посланники возвеличивали  день Ашура, является соблюдение  ими поста в этот день, как пришло нам в достоверных приданиях, это самое желательное  и для нас, потому как является невидимым для глаз людей поклонением.

В предании сказано:

عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِى يَزِيدَ أَنَّهُ سَمِعَ ابْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ : مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم يَتَحَرَّى صِيَامَ يَوْمٍ يَلْتَمِسُ فَضْلَهُ عَلَى غَيْرِهِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَشَهْرَ رَمَضَانَ

От УбайдуЛлаха, сына Абу Язида передано, что он сказал: «Я слышал, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан”» (имам Муслим).

 

В месяц Рамадан пост обязателен, и естественно, Пророк ﷺ соблюдал предписание, а из желательных дней Посланник Аллаха ﷺ особенно сильно усердствовал в соблюдении поста в день Ашура.

В другом хадисе сказано:

أن رسول الله صلى الله عليه وسلم لما قدم  المدينة  ، فوجد اليهود صياماً يوم عاشوراء ، فقال لهم رسول الله صلى الله عليه وسلم : مَا هَذا اليوم الذي تَصُومُونَهُ  فقالوا : هذا يوم عَظِيم أنجى الله فيه موسى وقومه وأغرق فرعون وقومه فصامه موسى شكراً فنحن نصومه فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم :  فنحن أَحَقّ وأَوْلَى بِمُوسَى مِنْكُمْ   

 

Смысл: «Поистине, когда Посланник Аллах ﷺ прибыл в Медину, нашёл иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса (мир ему) и Его народ от Фараона, поэтому Муса (мир ему) соблюдал пост  и мы постимся в знак благодарности Аллаху”. Тогда Пророк ﷺ изрёк: «Мы (мусульмане) более достойны  поститься из почтения к Пророку Мусе (мир ему) в знак благодарности Аллаху”,–  и повелел  соблюдать пост в этот день» (передал имам Муслим от Ибн Аббаса).

В этом же  хадисе сказано:

 كان يوم عَاشُورَاء تصومه قُرَيْشٌ في الجاهلية ، وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصومه في الجاهلية ، فلما قدم  المدينة  صامه وأمر بصيامه ، فلما فرض رمضان ترك صِيَامَ يوم عَاشُورَاء ، فمن شاء صامه ، ومن شاء تَرَكَه

 Смысл: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура  и Посланник Аллаха ﷺтоже соблюдал пост в этот день в Мекке, но когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, повелевал всем  поститься в этот день и Сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад ﷺ сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и  не поститься”» (передал имам аль-Бухари от Айши (да будет доволен ими Аллах)).

Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины.

Соблюдение сунны Пророка ﷺ – это часть нашей религии, поэтому не нужно упускать возможность совершать то, что совершал Сам Любимец Аллаха ﷺ.

 

 

Намерение на пост в день Ашура

Намерение на пост в этот день делается в следующем порядке: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат(желательный) пост в день Ашура ради Аллаха», намерение обязан совершать сердцем.

Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, тогда  нужно намерение делать в следующей форме: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради Аллаха»,- и он, иншаллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

Молитвы, читаемые в день Ашура

 

Сначала 70 раз читают следующую молитву:

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ

Затем 7 раз читают эту молитву:

بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيم سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ

Перевод:

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете – лишь к уверовавшим!

Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!»

Да поможет Аллах нам в благом!