07.02.2019298

Инвалидность души

Поделиться

Инвалидность душиЕсть чувства-индикаторы, потеря способности переживать их подобна ампутации. Сначала вроде всё хорошо, и даже легче жить, словно сброшен груз. И окружающие радуются произошедшим в вас переменам – им кажется, что вы стали более открытыми, раскованными… Но проходит время – и круг вашего общения меняется: люди, которые раньше улыбались при виде вас, теперь отводят взгляд. Да, на смену старым приходят новые знакомые, но кто они? Почему они рядом с вами, и помогут ли они в беде? Так что же произошло?

 

А всё дело в том, что вы утратили чувство стыда.

Когда человека покидают чувства благоговения и стыда, то в нём не остаётся никаких благ. Степень стыда раба перед Всевышним Аллахом соразмерна его вере и отрешённости от мирской жизни. Великие праведники отмечали: «Стыдливость и утешение (унс) стучатся в сердце человека, и если они находят в нём отрешённость от мирского (зухд) и набожность (вара), то поселяются там, в противном случае – покидают его вовсе».

Шейх Ахмад-афанди Из книги «Благонравие праведников»

Стыд под запретом

Почему, в какой момент истории человечества само понятие стыда стало чем-то постыдным, ненужным? Все мы знаем, что именно стыд является частью самопознания человеком себя, частью взросления. Но психоанализ расчленил понятие «стыд» на сотни составляющих, сделав основным виновником всех психологических проблем человека. В частности, Александр Лоуэн, американский психотерапевт, считал: «Стыд возникает из сознания собственной неполноценности…

 

Стыд … служит барьером для самопринятия. Он делает нас робкими и неуверенными, лишая нас таким образом спонтанности, которая является квинтэссенцией удовольствия. Человек, борющийся с чувством стыда, далёк от эмоционального здоровья». Классик психотерапии Р. Поттер-Эфрон писал: «Стыд, менее изученный и, возможно, менее понятный, чем вина, также пропитывает наше общество, появляясь всякий раз, когда люди чувствуют себя глубоко смущёнными, униженными или ничего не стоящими…

 

Стыд – это «болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа». А ведь стыд – одно из первых чувств человека. Нарушая нормы этикета, мы испытываем стыд, нам стыдно произносить бранные слова, признаваться во всеуслышание в собственных ошибках и слабостях. Именно стыд заставляет нас быть сдержанными, следить за внешним видом, соблюдать принятые в обществе нормы и правила.

 

Персидский писатель Кей Кавус Маали Унсур в одной из своих повестей приводит слова греческого философа Сократа о том, что «…нет сокровищницы лучше знания, и нет врага хуже дурного человека, и нет почёта величавее, чем знание, и нет украшения лучше стыда». Заметьте, именно стыд – а не воспитание, знание основ этикета или правильной речи – был так возвышен.

 

Стыд – самое естественное чувство, своего рода защитный механизм от греховного. Представьте себе общество, в котором каждый выставляет свою жизнь напоказ: рассказывает совершенно незнакомым людям самые потаённые истории своей жизни, не стыдясь, выставляет откровенные видео и фото, не сдерживаемый ничем, говорит, пишет и называет всё это жизнью…

 

Хотя ведь так живут многие и именуют себя гордо «звёздами». И им подражают, завидуют, любят, и эти чувства задвигают стыд куда-то вглубь. И вот уже не стыдно произнести ругательство в общественном транспорте, не уступить место, не донести мусор до урны… Не стыдно прийти на учёбу или работу в том же, в чём очередная «звезда» вышагивала в ночном клубе. Ни один психоаналитик не нанёс большего вреда современному обществу, чем наше желание подражать. И уже непонятно, что именно должно пробудить чувство стыда.

– Разве тебе не стыдно?

– Нет, а за что? – За опоздание, за не сделанную вовремя работу.

– Ну и что, завтра сдам.

– А за грязные ботинки, за мусор на столе?

– Это мой стол, моя жизнь, мои правила. О чём этот диалог? О том, что, утратив чувство стыда, мы останавливаемся в развитии, замыкаемся в себе, и наша способность воспринимать мысли и потребности другого отмирает.

 

Стыд – подтверждение нашей
зрелости, нашего умения жить в обществе. При этом есть и другая сторона.

 

Другая сторона

Излишний стыд приводит к утрате собственного «Я», потере индивидуальности. Английский литературный критик Сэмюэл Джонсон дал очень интересное определение понятию «стыд»: «Стыд – это страх перед людьми, совесть – страх перед Богом».

 

И вот что получается: с одной стороны, чувство стыда не приветствуется, и характеристика «скромная» в отношении молодой женщины уже скорее негативное. Но, с другой стороны при этом стыд – отличный инструмент для манипуляции, и есть люди, умеющие этим пользоваться.

 

Начальник, загружающий дополнительной работой: «Ну как вам не стыдно, мы ведь так надеялись на вас». Друг, требующий посвятить ему единственный выходной: «Ну я же тебя прошу: прочисть свечи в моей машине. Ты же знаешь, как моя жена не любит, когда я прихожу бензином пропахший, неужели тебе не стыдно заставлять меня просить?»

 

Взрослый, требующий от ребёнка того, что тот не может понять в силу возраста: «Как тебе не стыдно, взяла и новое платье запачкала. Как будто аккуратно нельзя играть!» А ведь в качестве подобного манипулятора выступал каждый из нас. Конечно, призвать человека к совести, обратить внимание на ошибки важно и нужно. Но если цель нашей «спасительной тирады» – собственная выгода и спокойствие, то к совести призывать нужно уже себя.

 

Итог

Есть такая притча. Однажды учитель дал задание ученикам зарезать курицу, но так, чтобы никто этого не увидел. Все ученики справились с заданием. Все принесли зарезанных птиц и с гордостью рассказывали, где они это сделали. И только один ученик принёс живую курицу. И все над ним смеялись. Учитель спросил ученика, почему он не выполнил задания. Тот ответил: «Я не нашёл места, где меня не увидел бы Всевышний».
САРАТ САЛАМОВА