02.08.2019634

Пять заповедей раба Аллаха

Поделиться

Пять заповедей раба АллахаВсевышний Аллах создал своих рабов, чтобы они поклонялись Ему и выполняли все Его предписания. В Священном Коране и в хадисах Посланника Аллаха  содержится множество указаний и заповедей для рабов Аллаха. Некоторые из этих заповедей мы приведём в этой статье.

1. Рабу запрещено обсуждать повеления Творца

Раб должен смириться со всем, что с ним происходит, ведь всё происходящее не зависит от него или от кого-то другого. Всё это происходит по воле и велению Господа. Поэтому обсуждать произошедшее, а тем более выражать этим недовольство для раба неприемлемо.

Создатель наделил нас всеми благами, и если не он то, кто может управлять нами и всем происходящим вокруг? Нам же в свою очередь остается лишь проявлять терпение в трудностях, благодарить в благополучии и уповать на Всевышнего во всех начинаниях.

От Абу Яхьи Сухайба бин Синан (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха  сказал:

عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن : إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим, 2999)

2. Раб должен быть мягким и почтительным

Мягкость и почтительность раб проявляет не только в отношении Аллаха, но и всех Его созданий, в частности, родителей, гостей, соседей, друзей и других людей. Ведь все они являются такими же рабами Всевышнего, как и он, а проявляя к ним мягкость, раб удовлетворяет Господа.

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоим Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха  сказал:

أحبُّ الناسِ إلى اللهِ أنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ

«Больше всего Аллах любит тех людей, которые приносят другим много пользы». (Табарани, «Аль-Му’джам аль-Кабир»)

От Абдуллаха Ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоим Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха  сказал:

رِضَا الرَّبِّ فِي رِضَا الْوَالِدِ، وَسَخَطُ الرَّبِّ فِي سَخَطِ الْوَالِدِ

«Довольство Господа – в довольстве родителей, и гнев Господа – в гневе родителей». (Бухари, «Аль-Адабуль-муфрад», 2; Тирмизи, 1899)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один человек спросил:

أَنَّ رَجُلًا قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ فُلَانَةً ذَكَرَ مِنْ كَثْرَةِ صلاته، اغَيْرَ أَنَّهَا تُؤْذِي بِلِسَانِهَا، قَالَ: فِي النَّارِ قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ فُلَانَةً ذَكَرَ من ذَكَرَ مِنْ قِلَّةِ صَلَاتِهَا وَصِيَامِهَا، وَأَنَّهَا تَصَدَّقَتْ بِأَثْوَارِ أَقِطٍ غَيْرَ أَنَّهَا لَا تُؤْذِي جِيرَانَهَا، قال: “هي في الجنة

 «О Посланник Аллаха, об одной женщине известно, что она много молится, много постится, в больших размерах раздаёт милостыню, однако она вредит соседям своим языком». Пророк сказал: «Она в адском огне». Человек продолжал спрашивать: «О Посланник Аллаха, о другой женщине известно, что она не так много молится, не так много постится и милостыня её незначительна, но она раздаёт нуждающимся кусочки творога и не причиняет боли своим соседям». Пророк  сказал: «Она в Раю». (Ибн Хиббан, 5764)

 

3. Раб должен есть только чистое и дозволенное

Каждому человеку следует обращать внимание на дозволенность того, что он употребляет. Это касается отсутствия в пище таких нечистот, как свининаалкоголь и т. п. То есть необходимо обратить внимание на отсутствие в еде запретных с точки зрения шариата ингредиентов и на происхождение продуктов – они не должны быть добыты запретным путём: кражей, обманом и т. п.

Ведь, как говорят некоторые знающие люди, человек – это то, что он ест, то есть всё, что он ест, влияет на него. Если человек съел недозволенное, то оно негативно сказывается на его духовной стороне, то есть человек становится менее восприимчивым к пониманию и принятию веры в Аллаха.

От Ан-Ну‘мана бин Башира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха  сказал:

إِنَّ الْحَلاَلَ بَيِّنٌ وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ وَبَيْنَهُمَا أُمُوْرٌ مُشْتَبِهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهُنَّ كَثِيْرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ فَقَدْ اسْتَبْرَأَ لِدِيْنِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعىَ حَوْلَ الْحِمَى يُوْشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيْهِ، أَلاَ وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى أَلاَ وَإِنَّ حِمَى اللهِ مَحَارِمُهُ

«Поистине, дозволенное (халяль) очевидно, и запретное (харам) очевидно, а между ними находится сомнительное (шубха), относительно которого многие люди не имеют ясного представления. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь. А тот, кто занимается сомнительным, придёт и к совершению запретного, подобно пастуху, который пасёт своё стадо около закрытого места и вот-вот окажется там. И, поистине, каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям». (Бухари, 52; Муслим, 1599)

 

4. По окончании любого дела раб должен выразить благодарность Всевышнему

Согласно этой заповеди, рабу следует воздавать хвалу Господу за помощь в осуществлении любого дела, будь оно большим или малым. Ведь, как было сказано выше, всё на свете происходит по воле и могуществу Создателя. Следовательно, нам нельзя небрежно относится к благам Аллаха, считать их мелкими и несущественными, напротив, следует воздавать хвалу Господу за все блага без исключения.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِى لَشَدِيدٌ

(смысл): «Если будете благодарны за Мои блага, я преумножу для вас эти блага. А если будете неблагодарны за Мои блага (то есть будете отрицать их и скроете их), то, поистине, наказание Моё – сурово», – то есть Аллах лишит их этих благ и накажет за отрицание и неблагодарность за эти блага. (сура Ибрахим, 7; «Тафсир Ибн Касир»)

5. Раб не должен желать того, что ему не разрешено

Эта заповедь подразумевает, что рабу следует остерегаться желать запретное. Ведь в этом заключается недовольство данными ему Господом благами. Нам не следует считать блага Аллаха мелкими и несущественными, так как в этом кроется непочтительность к Аллаху.

Если подумать, то в итоге выходит, что человек желающий запретное, не довольствуется тем, что Создатель дозволил ему, противится Его решению, то есть ослушивается Его, тем самым притягивая к себе неприятности не только в вечном мире, но и на этом свете.

В итоге нам всегда и во всём следует искать расположения Всевышнего и, следовательно, остерегаться вызывать недовольство Создателя подобными желаниями, ведь Он ведает обо всём.

Магомедрасул Халатов