Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Май 28, 2011 in В России

Дамир Мухетдинов: «В исламе заложен механизм эволюционного перехода на новый этап развития»


С марта 2011 года указом председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина председатель Совета улемов ДУМ Нижегородской области (ДУМНО) Дамир Мухетдинов был назначен первым заместителем председателя и руководителем аппарата ДУМЕР. Сегодня он поделится своими размышлениями о планах работы на этом посту.

— Ас­саляму алейкум! Дамир­хазрат, сегодня много говорится о модернизации духовных управлений мусульман. Расскажите, пожалуйста, какие первоочередные задачи вы ставите в этом направлении.

— Ва алейкум ас­салям — мир вам, милость Аллаха и Его благословение! В начале 2011 года председатель ДУМЕР муфтий шейх Равиль Гайнутдин поручил мне возглавить работу по модернизации Московского муфтията — это второе название ДУМЕР — в статусе первого заместителя и руководителя аппарата. Прежде всего мне хотелось бы выразить искреннюю признательность и благодарность шейху Равилю­хазрату за столь высокое доверие. За этим званием и поручением стоит огромная ответственность и большой объем работы. Я постараюсь проявить свой опыт, полученный в ходе деятельности в ДУМНО и в работе издательского дома «Медина». В этой связи хотел бы выразить благодарность и моему наставнику Умару­хазрату Идрисову.

Реформированию подлежит сама организационная форма работы муфтията. От горизонтальной формы мы постепенно должны перейти к вертикальной, чтобы ДУМЕР был более четко структурирован и управляем. С другой стороны, региональные организации в составе ДУМЕР должны получить от центрального аппарата максимум того, в чем они нуждаются. Это методологическая, организационная, финансовая, научная помощь. Они не должны работать в отрыве от головной организации, в изоляции от развития всей российской уммы.

Мы предполагаем переформатирование самого аппарата ДУМЕР, модернизацию общин с той целью, чтобы сам аппарат, вспомогательные органы при нем и вся широта региональных организаций выстроились в цельную, скоординированную систему. В завершенном виде она должна представлять собой пирамиду, в основании которой — местная религиозная организация мусульман (МРОМ), а на вершине — муфтий. Наша задача отнюдь не иерархизация в духовном смысле, как наверняка станут пенять нам оппоненты, а выстраивание конструкции, при которой верхи максимально осведомлены о нуждах, чаяниях и проблемах низовых ячеек, а те, в свою очередь, располагают механизмом максимально оперативного доступа к руководству, максимально быстрого решения задач и проблем, реагирования на их запросы и инициативы.

— Однако вы, насколько известно, являетесь противником радикальных преобразований в системе духовных управлений мусульман…

— Это действительно так. Я считаю, что в Исламе заложен механизм эволюционного, а не революционного перехода на новый уровень развития.

Однако при этом, безусловно, духовные управления должны четко и грамотно реагировать на вызовы дня и развиваться согласно общественным нормам, в духе времени. Для того чтобы повысить уровень развития мусульманской уммы России, совершенно не обязательно что­то рушить, уничтожать, подвергать информационному унижению и третированию, как это любят делать на отдельных интернет­площадках молодые мусульмане­нигилисты. Реформу духовных управлений мусульман вполне реально осуществить — для этого нужно лишь кадровое обновление и совершенствование управленческих механизмов.

Очень важно подчеркнуть, что проблема отцов и детей стала для исламского сообщества России той осью, на которую оказались нанизаны все остальные трудности. Это касается и деления полномочий в рамках одной религиозной организации, и доверия и авторитетности религиозных деятелей перед лицом простых верующих. Как известно, молодое поколение мусульман не воспринимает в качестве духовных наставников имамов советского поколения, старики в мечетях, напротив, не доверяют молодым имамам, особенно учившимся за рубежом. Нормальное, закономерное явление передачи ответственности от старшего поколения младшему у нас зачастую происходит в ситуации обострения. В этом плане очень важной для нас духовной задачей является наладить механизм передачи именно жизненного опыта, мудрости молодым от более старших имамов. Ведь что сочетает в себе эта должность — не только необходимый уровень образования, но и определенный жизненный багаж, умение вести за собой, находить выходы в трудных жизненных ситуациях. Имам — духовный ориентир, духовный маяк для современного человека, зажатого в тисках фальшивых стандартов общества потребления.

— Действительно, сегодня в числе острых проблем уммы называют отчуждение между муфтиятами и мусульманской молодежью. Ваш взгляд на проблему?

— Да, к сожалению, некоторые мусульманские религиозные организации застыли в своем развитии на уровне 1990‑х годов, а попытка молодых мусульман повлиять на это воспринимается пожилыми руководителями через призму конкуренции, личной обиды. Это неприемлемо, и потому ситуация вызывает закономерное и все большее раздражение со стороны молодежи. Но и радикальный бунт молодых активистов не решит в итоге проблем — это все должны четко понимать.

Развивающиеся медиатехнологии открывают доступ молодежи к информации. В Интернете можно и арабский изучать, и книги скачивать, и видео смотреть. Это и является ловушкой для наших юношей. Они не понимают, что для хорошего образования недостаточно скачать и прочитать книги, необходим и институт наставничества, позволяющий правильно трактовать знания, быть поводырем в огромном потоке информации, зачатую противоречащей. В результате молодежь уходит в оппозицию, хочет разрушить имеющуюся систему.

Поэтому в системе ДУМЕР мы разрабатываем сегодня такие решения, как мягкая интеграция выпускников зарубежных и российских исламских учебных заведений для работы в религиозных организациях, механизмы передачи опыта, общие площадки для дискуссий и совместной работы для имамов разных поколений, которые еще и разные по своей ментальности — становление одних происходило в СССР, других — уже в Российской Федерации.

В реальности проблем перед уммой довольно много, так что работы хватит на всех. Так, ДУМЕР активно открывает новые мухтасибаты в ряде регионов и включает в свой состав отдельные региональные муфтияты. Это совершенно нормальная ситуация, потому что у Московского муфтията возможностей по развитию в некоторых вопросах больше, чем в регионах. Следовательно, будут появляться и новые рабочие места, и новые площадки для самореализации, в том числе для молодежи.

— Ранее вы упомянули об опыте работы в ДУМНО. Востребован ли он будет на новой должности?

— По воле Всевышнего Аллаха нам удалось создать одну из самых развитых исламских медиасистем в современной России, куда входят газеты, журналы, альманахи и интернет­сайты самой разной направленности. Наша теоретическая деятельность находит свое воплощение и в ряде практических мероприятий, включая всероссийские мусульманские форумы, конференции, воплотившиеся в установление рабочих контактов с мусульманами различных регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

В нашей деятельности мы опираемся и в дальнейшем будем опираться на стабильное сотрудничество с представителями властных структур России, дипломатического корпуса, экспертного и бизнес­сообществ, журналистами. Мы взаимодействуем с ведущими учеными Москвы (Институт востоковедения РАН, МГУ, РГГУ), Санкт­Петербурга, Казани, Уфы, Махачкалы, других научных центров.

Я рад тому, что за годы работы у нас сложилась сплоченная команда профессионалов своего дела — историков, аналитиков, информационщиков, пиарщиков, ежедневно обновляются новости и аналитика на сайтах IslаmRF.Ru и Islamsng.com, выходит ряд печатных изданий по вопросам богословия, изучению ситуации среди мусульман России, СНГ, всего мира. Опыт нашего коллектива, иншаАллах, послужит во благо и всей российской уммы, и ДУМЕР в частности.

— С момента назначения на новую должность прошло совсем мало времени. Наверное, вы еще не успели реализовать ни один из новых планов?

— С начала нового года идет рабочий процесс выстраивания новой системы работы. Масштабные преобразования, как известно, должны быть четко и грамотно подготовлены — то есть работа идет, но она не очень заметна для публики. Но первые результаты уже можно назвать. Например, успела измениться официальная газета ДУМЕР — «Ислам минбаре»: произошло обновление контента, значительно увеличился объем газеты, которая теперь выходит на 16 полосах. Идет работа над созданием собственного сайта ДУМЕР. Готовится план мероприятий, посвященных 700‑летию принятия Ислама Золотой Ордой. Началась работа по учреждению Института исламской энциклопедии. В общем и целом процесс постепенно набирает обороты и, иншаАллах, вскоре обретет видимые черты.

В целом же вся наша деятельность направлена на реализацию идей по сохранению Отечества, межконфессионального мира в России, на благо государства и мусульман, равно как и каждого гражданина нашей страны.

Пресс­служба Духовного управления
мусульман Европейской части России