Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано on Сен 14, 2010 in Вероучение, Ислам и здоровье, Коран и его наука

Исцеление Кораном

Автор: Имам аль-Куртуби

Книга: Тафсир аль-Куртуби

Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка1.

Имам Куртуби, рахимахуллах, [разъясняя смысл этого аята] сказал: «Ученые в понимании слова «исцеление» разделились, и есть два мнения:

♦ Первое [заключается в том,] что под этим словом подразумевается исцеление сердец искоренением в них невежества и сомнений. А также избавление от завесы (причина которой – болезни души) для понимания знамений, указывающих на [существование] Всевышнего Аллаха.

♦ Второе [мнение] – что в этом аяте имеется в виду лечение телесных недугов чтением определенных сур и дуа для защиты от них.

Имам ад-Даракутни, рахимахуллах, приводит со слов Абу Саида аль-Худри , что однажды Пророк отправил его в составе войска численностью в 30 всадников.

По дороге они остановились неподалёку от одного поселения и попросили разрешения погостить у его обитателей, но получили отказ. Один из поселенцев рассказал им о том, что вождя племени ужалила змея, и спросил, есть ли среди них (сподвижников) тот, кто может излечить от [последствий] укуса змеи2. Абу Саид аль-Худри сказал: «Я умею это и сделаю, только если вы дадите нам что-нибудь». Люди этого племени пообещали [сподвижникам] 30 овец, после чего Абу Саид семь раз прочел над вождём племени суру «Аль-Фатиха», и тот выздоровел.

После этого принесли угощения и обещанных овец, есть которых сподвижники отказались, пока не вернутся и не спросят у Посланника Аллаха(алейхи ссаляту ва ссалям) . Когда же все прибыли в Медину, то рассказали это Пророку(алейхи ссаляту ва ссалям) . Он спросил [у Абу Саида аль-Худри]: «Что же дало тебе знать, что она (сура «Аль-Фатиха») является рукыя3?». Абу Саид аль-Худри ответил: «Это было брошено (внушено) мне в сердце». И Пророк(алейхи ссаляту ва ссалям) сказал: «Разделите [овец] и выделите мне долю».

В хадисе Сарийи бин Яхья , [который передал] со слов Мутамира , [который передал] от Лейса бин Аби Муслима , [который передал] от Хасана , [который передал] от Аби Умамы , что Посланник Аллаха(алейхи ссаляту ва ссалям) сказал: «Если напишешь ты чернилами из шафрана или красной охрой:

أعوذ بكلمات الله التامة وأسمائه كلّها عامةً من شر السّامة والعامّة ومن شر العين اللامّة ومن شر حاسد إذا حسد

А’узу бикалиматиЛляхи ат-Таммати ва АсмаиХи куллиХа ‘амматан ва мин шарри с-самматин валь ‘амматин ва мин шарриль-‘айниль-л-ляммати ва мин шарри хасидин иза хасад

[Я прибегаю к помощи Аллаха Его совершенными словами и всеми Именами от зла ядовитых тварей и всех остальных. Также от сглаза и зла завистника, когда он завидует.]

— это с соизволения Аллаха поможет тебе от проказы, одержимости, лихорадки и туберкулеза, а также от сглаза и зла завистника, когда он завидует, и от Абу Фарвы4 и его детей. Также он [Пророк Мухаммад(алейхи ссаляту ва ссалям) ] сказал: «33 ангела обратились к Господу со словами: «Бедствие охватило наши края», — и Аллах ответил им:

«Возьмите землю и протрите ею ваши лбы»

(в другом риваяте приводится: «[Протрите] Ваши лбы рукьей Мухаммада). Не обретет успех всякий скрывший это».

Затем напиши на чистой посуде «Аль-Фатиху», первые четыре аята суры «Корова», «аят аль-Курси» и два следующих за ним аята, последние аяты суры «Корова» от слов: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле», — до конца. Далее [напиши] 10 первых и последних аятов суры «Аль-Имран», также первый аят суры «Ан-Ниса», суру «Аль-Маида», суру «Аль-Ан’ам», 1-ый и 54-ый аяты суры «Аль-А’раф», 81-й аят суры «Юнус», 69-й аят суры «Таха», 10 аятов суры «Ас-Сафат» и три последние суры Корана.

После этого следует смыть написанное чистой водой три раза, сбрызнуть водой лицо, затем совершить омовение, такое же, какое ты совершаешь для намаза, но необходимо совершить омовение для намаза, чтобы быть в омовении до того, как совершишь омовение этой водой. Потом налей эту воду на голову, грудь и спину, но не подмывайся ею. Затем соверши намаз в два ракаата, после которого обратись к Аллаху с мольбой об исцелении и продолжай эту процедуру в течение трёх дней.

Имам аль-Бухари со слов матери правоверных Айши передает, что Пророк(алейхи ссаляту ва ссалям) в предсмертной болезни дул на своё тело, читая две последние суры из Корана, а когда его состояние еще более ухудшилось, то она [Айша] дула на него и протирала его же рукой. Имам аз-Зухри на вопрос: «Каким образом все это делал Пророк(алейхи ссаляту ва ссалям) ?» — ответил: «Он дул себе на ладони и затем протирал себя ими».

Малик передает от Ибн Шихаба , [который передал] от Урвы, [который передал] от Айши, разыАллаху анху, что Посланник Аллаха(алейхи ссаляту ва ссалям) при болезни читал на себя две последние суры Корана, затем отплевывал и дул.

Передается со слов Ибн Мас’уда , что Посланник Аллаха(алейхи ссаляту ва ссалям) разрешал рукыя5 только чтением сур «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».

Имам ат-Табари, рахимахуллах, сказал: «Не дозволено использовать подобные хадисы в качестве доказательства, так как среди его передатчиков есть неизвестный. И даже если бы он был достоверным, то либо это было бы ошибкой (возможно, имеется в виду ошибка при передаче текста хадиса), либо он отмененный (мансух) из-за слов Посланника Аллаха(алейхи ссаляту ва ссалям) о суре «Аль-Фатиха» [обращенных к Абу Саиду аль-Худри]: «Что дало тебе знать, что она рукыя?»

И если дозволена рукыя этими двумя сурами – а они из Корана – то дозволена рукыя и остальными сурами, так как все они — часть Корана.

Также передается от Посланника Аллаха(алейхи ссаляту ва ссалям) : «Исцеление для моей общины заключается в трех вещах:

аяте из Книги Аллаха;

ложке меда;

надрезе для пиявки».

Раджа аль-Ганави, рахимахуллах, сказал: «Нет исцеления тому, кто не ищет его в Коране».

Ученые разошлись во мнениях относительно использования нушра. Этот метод заключается в написании Имен Аллаха или аятов Корана, чтобы затем смыть и напоить этой водой больного. Саида ибн Мусайиба о человеке, который делает нушру своей жене, спросили, поможет ли это. Он ответил: «В этом нет ничего предосудительного».

Муджахид (ученик Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими) не видел ничего предосудительного в том, чтобы написать на чем-либо аяты Корана, их смыть и напоить этой водой больного.

Айша, разыАллаху анха, читала суры «Аль Фаляк» и «Ан-Нас» на посуду (с водой), затем велела обливать ею больного.

Аль-Мазари Абу Абдулла сказал: Нушра является действием одобряемым (известным) для людей занимающимися рукыя».

Этот метод лечения был назван именно так (нушра), потому что он защищает (тунашширу) от болезней и джиннов и т. д.

Но такие учёные, как Хасан и Ибрахим ан-Наха’и, рахимахумуллах, посчитали это запретным.

В частности, Ибрахим ан-Наха’и сказал: «Я боюсь, что человека, занимающегося этим, постигнет беда», — как будто он считал, что это скорее может стать причиной наказания, чем получения пользы.

Хасан сказал, что однажды спросил он (о нушре) Анаса , и тот ответил Хасану : «Пророк(алейхи ссаляту ва ссалям) отнес это к деяниям сатаны».

Также Абу Дауд передает хадис Джабира ибн Абдуллы , который спросил Посланника Аллаха о нушре, и он ответил, что это одно из деяний сатаны.

Сказал Ибн Абдуль-Барр, рахимахуллах: «Все эти предания [о запрете нушры] слабы и имеют много вариаций». Некоторые говорят о том, что они касаются выходящих за рамки Корана, Сунны и известных (дозволенных) средств лечения. Посланник Аллаха сказал: «Не порицаемо лечение рукыя, если оно не является многобожием. Тот из вас, кто может быть полезным для брата своего, пусть делает это».

Сказал имам Малик : «Нет вреда в ношении больным на себе написанных Имен Аллаха в целях излечения через снискание благодати6, но не для защиты от сглаза». Под запретом имеется в виду ношение не для лечения от сглаза, а его профилактика (т. е. для оберегания от сглаза). По мнению учёных, придерживающихся этой точки зрения, запрещено вешать что-либо на здорового человека или животного, чтобы уберечь от сглаза. А все то, что надевают на себя уже после того, как снизошла болезнь, в надежде на исцеление от Аллаха — будь то Имена Всевышнего или что-то другое — подобно дозволенной рукыйе, основанной на Сунне.

Абдулла ибн Умар передает следующие слова Посланника Аллаха : «Если кто-нибудь из вас испугается во сне, то пусть скажет:

أعوذ بكلمات الله التامة من غضبه وسوء عقابه ومن شر الشياطين وأن يحضرون

«А’узу бикалиматиЛляхи ат-Таммати мин гъазабихи ва суи гьикъабихи ва мин шарри аш-шайатIини ва ан йахзаруна»

[Я прибегаю к помощи Аллаха Его совершенными словами от Его гнева и Его наказания от зла шайтанов и их присутствия.]

Ибн Умар учил этим словам маленьких детей, а тем, кто еще не умел говорить, он писал и вешал это на шею.

Но возразят: «Передается от Пророка(алейхи ссаляту ва ссалям) : «Кто бы ни повесил на себя что-либо – он положился на это». И также передаётся, что Ибн Аббас , увидев однажды на своей супруге тамима, сорвал его и сказал: «Поистине, семья Ибн Аббаса непричастна к ширку», — и добавил: «Поистине, тамима, рукыйя и тивлят – это ширк».

Тивлят – это колдовство, посредством которого очаровывают (влюбляют в себя) мужа.

Далее, ‘Укба ибн Амира аль-Джухни рассказал, что слышал, как Посланник Аллаха(алейхи ссаляту ва ссалям) сказал: «Аллах не исцелит надевшего тамима и не убережет сердце надевшего вада’а».

Абу Умар сказал: «Тамимат – это амулет, а вада’а – бусы».

Также он (Абу Умар), давая определение тамима, сказал: «В языке арабов — это ожерелье». Согласно определению данному алимами, это то, что носят на шее для оберегания и лечения от дурного глаза. Аллах не сделает полным исцеление такого человека, и не одарит благодатью, и не убережет всякого носящего на себе вада’а. Аллах Более Сведущ в этом.

Все упомянутое выше – предостережение от поступков мушриков эпохи джахилии, которые считали, что все эти амулеты и бусы способны защитить и увести от них беды.

Поистине, Один лишь Аллах способен спасти, Он – Оберегающий и Подвергающий испытаниям, и нет у Него сотоварища. И поэтому Посланник Аллаха запрещал деяния, имевшие распространение во времена джахилии.

‘Айша, разыАллаху анха, сказала: «То, что надевают уже после того, как снизошла беда, не считается тамима».

Среди ученых есть те, которые считают недопустимым ношение амулетов ни при каких условиях. Однако при рассмотрении риваятов более верная – первая точка зрения (т. е. допустимость).

Что касается случая с Ибн Аббасом , то, вероятно, это было его противодействие тамима колдунов, прорицателей и гадалок, не имеющему отношения к Корану.

Что касается исцеления Кораном — посредством ношением на себе или иным образом — нет ширка во всем этом.

Пророк сказал: «Кто бы ни повесил на себя что-либо, он обратился за защитой». Это означает, что тот, кто повесил на себя что-нибудь из Корана, поистине, обратился за защитой к Аллаху.

Однажды спросили Саида ибн Мусайиба , дозволено ли носить та’виз. Он ответил: «Нет в этом ничего предосудительного».

Такого же мнения придерживался Заххак и Ибн Сирин, рахимахумуллах. Абу Джафар Мухаммад ибн Али, рахимахуллах, разрешал одевать на детей та’виз.

А что касается слов: «…и милостью для верующих», — то оттведение печали, избавление от недостатков, не говоря о воздаянии за чтение Корана, – во всём этом заключена милость Аллаха, о которой говорится в данном аяте.

Как передает имам Тирмизи со слов Ибн Масуда, , что Посланник Аллаха сказал: «Прочитавший хотя бы одну букву из Корана получит за нее вознаграждение равное десяти».

Далее слова: «…а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка». [И это] из-за того, что они не уверовали».

http://sunnainfo.ru/

_______________________________________

  1. Сура аль Исра, аят 82 (17:82)
  2. Здесь и далее в тексте использованы слова «нукыйя или «рукыя», глагольная основа которых на русский язык обычно переводится как «заклинать» или «заговаривать». Но эти слова в русском языке имеют совсем иной (можно сказать, «колдовской») оттенок, поэтому здесь дан не буквальный, а смысловой перевод, учитывающий контекст повествования. Там, где такой перевод занимает много места, дан арабский термин и пояснение к нему в сноске.
  3. Рукыя – лечащая; оберегающая от зла; исцеляющая.
  4. Имеется в виду иблис.
  5. Использование для исцеления духовных или телесных болезней и для подобных целей.
  6. Т. е. для табаррука.