Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин ‘Умар бш аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджжа, соблюдении поста в рамадане”».
(Аль-Бухари, Муслим)
Хадис достоверен, согласован, также, данный хадис можно встретить в других книгах и сборниках помимо Бухари и Муслима. Шейхи Мустафа аль-Буга и Мухиддин Мисту поясняют в шархе, что данный хадис о столпах Ислама относится к числу наивеличайших хадисов. Являясь основополагающим, этот хадис объединяет почти все установления, т. е. арканы и указывает на что опирается наша религия, перечисляя столпы Ислама.
Большинство ученных говорят, что основной причиной, по которой имам ан-Навави включил данный хадис в свой сборник описание фундаментальных аспектов внешнего повиновения Всевышнему Аллаху. Абу Аббас аль-Куртуби (р.а.) сказал: «пять столпов, которые упоминаются в этом хадисе являются основой нашей веры, нашей религии на которых строится и держится Ислам. Если человек выполняет пять столпов, то он закладывает прочную основу для исповедания своей религии».
Как понимать этот хадис и на что он нас направляет.
Посланник Аллаха (ﷺ) уподобляет нашу религию крепкому зданию. Всевышний Аллах ниспослал религию через нашего Пророка (ﷺ) и через Ислам человек покидает сферу неверия. Благодаря Исламу, благодаря своей вере человек заслужит быть введенным в рай и удаленным от огня. И все это сравнивается с крепким зданием, основами которого являются:
Первое, это - Шахада:
«Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх».
Это слова Свидетельства, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и посланник. Шахада – это признание факта, что Всевышний Аллах – существует, что Аллах – Един и нет у Него сотоварищей, а также вера в пророческую миссию Мухаммада (ﷺ).
Шейхи Мустафа аль-Буга и Мухиддин Мисту говорят, что по отношению к другим столпам религии, первый столп играет наиважнейшую роль основы. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Тот, кто искренне засвидетельствует, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и посланник – попадет в Рай».
Таких хадисов, которые касаются вопросов таухида, ширка, в целом, Единобожия. Хотелось бы сделать дополнение к таким хадисам: «Однажды у Уахба ибн Мунаббиха спросили – разве слова Ля иляха илляЛлах» не являются ключом к раю и причиной входа человека в рай? На что он ответил – да, конечно, это так, но знайте, что есть ключ, а у каждого ключа есть зубья, и, если, зубья подойдут к замку, то дверь откроется, а если не подойдут, то дверь останется закрытой».
Ученные говорят, что остальные столпы Ислама по отношению к Свидетельству, т. е. к Шахаде являются зубцами к ключу. Если мусульманин по воле Всевышнего будет соблюдать столпы Ислама, жить в соответствии с этими условиями то человек войдет в Рай. Это естественно, если у человека в сердце появилась вера, то сердце будет побуждать человека к совершению соответствующих столпам Ислама деяниям. Самое важное, что необходимо запомнить из этого урока, касаемо матна хадиса: Ислам строится на прочном здании фундаментом которого являются пять столпов:
1. Шахада. Свидетельство что нет Бога кроме Аллаха и что Мухаммад его посланник.
2. Намаз. Своевременное совершение молитвы, выполняя все ее условия, следуя примеру Пророка (ﷺ);
3. Закят. Выплата ежегодного налога;
4. Пост. Соблюдение поста в месяц Рамазан;
5. Хадж. Совершение хаджа хотя бы раз в жизни тем, у кого есть для этого возможность.
В следующем разделе говорится о взаимосвязи столпов Ислама.
Мусульманин, соблюдающий все, что пришло в хадисе, т. е. соблюдающий столпы Ислама обладает совершенной, полной верой. А тот, кто сознательно оставляет действия, связанные со столпами Ислама, является неверующим человеком. Человек же, который сознательно выйдет против хоть одного столпа Ислама, по единодушному мнению наших ученных, не является мусульманином.
Есть другая категория людей, которые признают столпы нашей религии, но по тем или иным причинам они не соблюдают их. В этом случае человек остается мусульманином. Однако, если такой человек имеет возможность совершать предписанное столпами Ислама, он знает, что это обязательно, у него есть время, возможность, здоровье, но он не совершает, то такой человек является нечестивцем.
И последняя категория людей, которые якобы соблюдают, либо соблюдают, но только на словах. В их сердце нет этого. Такие люди являются лицемерами. Их положение из всех категорий наиболее худшее и опасное.
Теперь о цели наших поклонений. В Исламе много видов поклонения, но их целью являются ни какие-то внешние действия. Поклонение должно проникать внутрь и приводить к изменению в человеке. Если же поклонение имеет цель только внешнюю декларацию, то оно пусто. Например, человек читает намаз, но это не останавливает его от совершения пагубных и порицаемых действий. Либо, человек держит пост, но это не меняет его. Человек был лжецом. Начал держать пост, и держит его, но как лгал, так и продолжает делать это, продолжая совершать свои старые ошибки. А по окончанию Рамадана, он возвращается к дурному в полном объеме. То есть, Рамадан не меняет его. В то время как цель наших поклонений является внутреннее изменение. Это, несомненно, значительно тяжелее, чем изменится внешне. Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил: «Мы пришли с малого джихада к большому джихаду». Т. е. пришли с боевых действий к борьбе со своим нафсом.
Также обстоит дело с другими столпами Ислама. Когда человек выплачивает закят либо совершает хадж ради показухи, либо (в случае с закятом) обрести славу щедрого человека в глазах людей.
Шейхи говорят, что даже если соблюдение нами столпов Ислама и связанных с ними действиями не приносят нам никаких плодов –, это не значит, что их можно оставить.
Необходимо просить помощи у Аллаха. Необходимо бороться, необходимо стараться очистить свое сердце. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Истинный муджахид (т. е. человек, совершающий джихад) – это тот, кто ведёт борьбу со своим нафсом».
Наши сомнения не должны подталкивать нас к тому, чтобы мы отказались от наших ибадатов. И для того, чтобы достичь цели наших ибадатов нам необходима искренность. Совершать поклонения ради Всевышнего Аллаха.
В предпоследнем шархе говориться, что религия Ислам не ограничивается только тем, о чем говориться в данном хадисе, хоть это и самое важное, но есть и не менее важные хадисы. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «У имана есть 70 ответвлений». То есть у Ислама, у Имана много других важных ответвлений.
И в последнем шархе повествуется о том, что наша религия представляет собой сочетание акыды сопряженных с действиями. Поэтому дела без веры окажутся бесполезными. Если человек совершает действия, ибадаты без искренности, не ради Аллаха, то это никак не засчитается перед Всевышним, и он не получит никакой награды. Точно также, невозможно существование веры, если эта вера не проявляется и не подкрепляется делами.
Подытоживая, хотелось бы сказать, что столпы Ислама имеют свои правила, условия, арканы и адабы которые применяются к ним. Но для нас самое важное – это знать и помнить пять столпов, постоянно напоминать себе о них и делиться информацией о пяти столпах с другими. Особенно, в преддверии Рамадана, осталось совсем немного, и мы должны воспользоваться этим шансом. В том числе, выполняя какой-либо ибадат, будь то пост в Рамадан, либо вставая на намаз нам следует помнить об искренности в исполнении столпов Ислама, делая все правильно, в соответствии с Шариатом и помня о том, что это должно делать нас лучше.
Пусть Всевышний Аллах поможет и облегчит нам соблюдение всех арканов, примет наши благие намерения и наши дела.
Источник: https://azan.kz/