Аль хадису Роби. Ан Абдирахман Абдилла ибн Масуд радиаллаху анху. Сообщается что Абдулла ибн Масуд рассказал нам достойный доверия, правдивый хадис от Посланника Аллаха (ﷺ):
«Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в огонь. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в рай”».
Хадис передает Имам Бухари, Муслим. Так же этот хадис можно увидеть и в других сборниках. Но имам Навави указал два источника. И как мы говорили уже прежде, что в основном будем опираться на шарх Аль Уафи автором которого являются Мустафа Буга и Мухидин Мисту. Эти шейхи говорят:
«Этот великий хадис является очень важным хадисом. В этом хадисе охватывается вся жизнь человека, начиная с самых начальных моментов и вплоть до последнего дня человека. И исходя из этого хадиса мы можем видеть: чтобы человек не приобрел свом языком либо своии руками, какие бы дела он не совершал все это было уже заранее известно Всевышнему Аллаху. И в конечном итоге человек окажется там, куда ему уже было предопределено Всевышним Аллахом по Его мудрости».
Пункт относительно понятий о некоторых терминах. Например «содык». В хадисе пришло «содыкуль масдук». Передатчик этого хадиса Абдулла Ибн Масуд описал Посланника Аллаха (ﷺ) именно этими словами. «Содык» что обозначает тот, кто пришел с правдой, которая на 100 % соответствует действительности. Противположностью же этого является слово «ложь». Иначе говоря сообщение, которое соответствует 100 % действительности «сыдк» и в нем не имеет место быть лжи хотя бы на 1 %. Термин «масдуку» можно перевести как «достойный доверия». Обычно это говорится о человеке, которому полностью доверяют и касаемо нашего Пророка (ﷺ). В данном случае это проявляение уважения нормы благопристойности именно со стороны передатчика, в данном случае от Абдуллы ибн Масуда радиаллаху анху. Как будто он подготавливает того, кто слушает этот хадис от него. Готовит, обучает его прежде чем передать ему знания. И это обозначает, что человек относится к этому знанию со всей важностью. В шархе говорится: «Знания, которые были внушены Посланнику (ﷺ)». В этом хадисе идет речь о сокровенной информации, которая не постигается посредством органов чувств и не постигалось через жизненный опыт. Тем более это далекий 7 век. Так же в этом хадисе Абдулла ибн Масуд использует такую фразу как «хаддасана». В последствии чего эту фразу начали широко использовать мухаддисы, передавая хадисы друг другу. Как мы видим эту методику в последствии ученые переняли у сподвижников радиаллаху анху.
Следующий пункт шарха. Понимание хадиса, так же его указание. Первое, фазы развития зародыша. В хадисе говорится, что в течении 120 дней зародыш проходит через 3 фазы творения. И каждая из этих фаз состоит из 40 дней. В первые сорок дней существует в качестве семени. В течении следующих сорока дней в виде сгустка крови. Затем, после этого, в виде маленького кусочка плоти, то есть уже формируется плоть. И после этого, как мы уже говорили, приходит ангел, дает ему душу, затем записывает четыре вышеупомянутых нами вещей. В суре «Хадж» Аллах Субханаху Уа Та’аля сказал:
«О люди! Если вы испытываете сомнения относительно воскресения, то вспомните, что Мы сотворили вас из земли, потом— из семени, которое превратили в сгусток крови, а затем в кусочек плоти».
Так же в книге Всевышнего Аллаха имеются подобные аяты со схожим смыслом, где Всевышниий говорит что формирует человека подобным образом. И то, что Всевышний Аллах сотворил человека именно таким образом, последовательно, когда человек от одного состояния, постепенно переходит в другое состояние, в этом есть мудрость Всевышнего Аллаха. Да, мы знаем что Аллах – Кадир, Он может создать человека, будь то другая вещь в одно мгновение. Мы знаем, есть аяты, например:
«Стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается».
Но тут мы должны знать, что принцип сотворения Всевышнего Аллаха Своих творений обусловлен причинами и результатами. Некими предпосылками. Таков закон Аллаха во всей вселенной. Аллах просто пожелал творить именно вот таким образом, чтобы была какая-то последовательность. Чтобы из одной стадии его творения переходили в другую стадию. И на самом деле, данный принцип свидетельствует о Всемогуществе Всевышнего Аллаха, если над этим задуматься. И можно заметить, что именно через этот принцип последовательности, как будто Всевышний Аллах обучает своих рабов тому, что в делах не следует никогда торопиться, нужно быть осмотрительным, чтобы избежать ошибок, посредством этого принципа. Так же из практики мы знаем, что помимо физического развития есть духовное совершенство, которое тоже достигается постепенно. Кто-то может идти к этому годами, из года в год получая новое развитие для себя, новые результаты.
Следующий раздел. Дуновение духа. Исламские ученые единогласны в том, что этот процесс (дуновение духа) происходит именно по истечению 120 дней, после совокупления его родителей. То есть чуть более четырех месяцев, когда уже идет к началу пятого месяца. А также хотел бы разобрать один тонкий момент, который касется исламофобов и их нападок в нашу сторону. Есть такая группа людей, которая посвятила свою жизнь выискиванию ошибок в Коране, в сунне Пророка (ﷺ), чтобы доказать ложность нашей религии. Они ищат и находят якобы «ошибки». Делают из этого сенсацию, пишут статьи. Говорят, что есть неопровержимая ошибка в вашей религии. И таким образом сеют сомнения. Обычно такие люди не имеют соответствующих шариатских знаний, если взять хотя бы даже арабский язык. Эта группа людей вооружилась, в том числе, данным хадисом и мы, Ин шаа Аллах, постараемся кратко разобрать этот момент для отведения сомнений.
Претензии они предъявляют именно эмбриологическому развитию младенца в утробе матери. И основной их аргумент: в хадисе указно, что человек формируется именно как плоть в последний период. От 80 до 120 дня, последние 40 дней. В то время как современная наука подтвердила, что такой период происходит у человека уже на 6-7 неделе. И они говорят: «Разве наука может лгать?». Мы отвечаем: «да, мы знаем, что имеются современные технологии, рентген. Что через УЗИ можно наблюдать формирование плода. И истинная наука практически не может противоречить религии». Их основная претензия, то что плод уже сформирован как «муд’а» не в третий период, а именно в первый, где у нас говорится «нут’а», в виде капли семени в первые 40 дней. Теперь как отвечают наши ученые? В начале урока я уже говорил, что именно этот хадис передали не только имам Бухари и Муслим, но этот хадис так же передают другие ученые, так же помимо Абдуллы ибн Масуда этот хадис передают и рассказывают другие сподвижники. Этот хадис так же передают в своих книгах ученые по хадисам такие как имам Ахмад в книге «Муснад», имам Тирмизи в своей книге «Суннан», так же Ибн Асаккир и другие ученые. И претензии со стороны наших оппонентов побудили совеременных ученых в совокупности пересмотреть данные хадисы. И ученые делая объективный анализ пришли к такому выводу что в тексте хадиса именно данной книги, «Арбаун» имам Навави ссылается к хадисам Бухари и Муслима. Но их версии отличаются именно одним словом от версии хадиса, который приводит имам Ан Навави. Сейчас мы это посмотрим. Для полной ясности картины давайте прочитаем оригинал этого хадиса, который привел сам Имам Ан-Навави, который мы уже прочитали. Потом в оригинале прочитаем у Муслима и у Имама Бухари. В версии нашего хадиса от имама Ан-Навави говорится: «Воистину каждый из вас формируется в чреве своей матери в течении сорока дней в виде капли семени». Термин «мутфатан» переводится как «капля семени». Теперь в оригинале у имама Бухари говорится, без термина «мутфатан» - «капля семени». Приводится: «Воистину каждый из вас формируется в чреве своей матери в течении сорока дней». Затем пропускаются слова «капля семени», и продолжает свои слова: «Затем он прибывает в виде сгустка крови» и так далее. Как мы видим в тексте Бухари отсутствует термин «мутфатан» - «капля семени». Хадис передается в сборнике у Бухари под номером 3208. Так же такой же хадис есть в его книге, с таким же смыслом под номером 7454 и в матне хадиса так же отсутствует слово «мутфа». Теперь в оригинале у Имама Муслима мы так же видим что отсутствуют слова «капли семени». Хадис у Имама Муслима приходит под номером 2643. И так как ученые делавшие анализ не нашли именно термин «мутфа» в оригинальных хадисах, они пришли к мнению что ошибка произошла именно при переписке на «Арбаун» Ан-Навави. Так же мы не видим слово «мутфа» и в сборниках «Суннан» у Тирмизи, в «Муснан» у имама Ахмада, у ибн Асаккира «Муджам», это также ясно указывает, что по мнению ученых это является ошибкой при переписке. И в действительности становится ясно, что хадис имеет форму именно без слова «мутфа», то тут уже говорится о 40 днях в целом. Тут Посланник Аллаха (ﷺ) в начале хадиса в общей форме говорит: «Воистину каждый из вас формируется в чреве своей матери в течении сорока дней». Имеется ввиду, что человек в общем счете формируется в течении 40 дней. И свидетелсьтвом этому являются так же и другие хадисы, которые пришли касательно именно этой темы. Давайте рассмотрим хадисы с другими риуаятами, от других сподвижников. Например есть хадис от Хузайфы радиаллаху анху где говорится что Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Воистину каждый из вас формируется в чреве своей матери в течении сорока дней. Когда капля семени остается в утробе матери в течении 40 или 50 дней или 40 ночей, то приходит ангел и говорит: «О мой Господь. Этот человек будет хорошим или плохим».
Смотрите, смысл тот же. Только здесь используются другие слова. Так же ангел спрашивает о поле ребенка именно в этом хадисе, и будут записаны эти вещи, так же будут записаны его деяния, его жизнь, его смерть. Затем все это будет записано в свитки. Этот хадис так же приводится у Муслима. А также есть версия в другом риуаяте от Абу Туфаиля. В этой версии Посланник Аллаха (ﷺ) говорит: «Капля семени остается в чреве матери 40 ночей, затем приходит ангел и придает ему форму». Этот хадис так же приводит Имам Муслим. Есть версия другая, со слов Абу Зубайра, что через 42 дня, после того как капля семени окажется в чреве у матери Аллах Субханаху уа Та’аля посылает к ней ангела который придает форму этому ребенку, наделяет его слухом, зрением, создает кожу и так далее. Есть и такая версия хадиса. И этот хадис так же приводится у Имама Муслима.
И анализируя все это, если делать объективный подход и смотреть как все есть в действительности, то мы понимаем что современная наука не опровергает, а наоборот подтверждает эти хадисы. И даже если мы будем брать нашу версию хадиса, которую имам Ан-Навави привел в своем «Арбауне», то все равно никакой речи быть не должно, не смотря на то, что мы будем брать хадис с термином «мутфа» капля семени. Противоречий никаких не будет, если мы будем смотреть на все в совокупности с остальными хадисами. И в итоге становится ясно, что человек формируется в утробе своей матери в течении 40 или чуть больше дней, а духом он наделяется в 120 день.
Источник: https://azan.kz/