Источник: Даруль-Фикр.Ру
Несколько коранических принципов военного джихада:
Шесть мирных договоров, заключенных первыми мусульманами с жителями завоеванных земель.
1.) Мирный договор с Дамаском
Баладхури сообщает, что после капитуляции Дамаска Халид ибн аль-Валид подписал с жителями города документ следующего содержания:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том.
Вот что Халид даст жителям Дамаска, если вступит в город: он обещает сохранить их жизни, имущество и церкви. Город не будет уничтожен, и никто из мусульман не поселится в их домах. Кроме того, мы отвечаем за наши обещания перед Аллахом, даем им защиту Его Пророка, солляллаху алейху ва саллям, халифов и верующих. До тех пор, пока они платят подушный налог1, им не будет сделано ничего плохого.
2.) Мирный договор с Иерусалимом
К этим данным можно добавить запись «Договора Умара», сделанную ат-Табари. Этот документ, по всей вероятности, был адресован народу города Иерусалима, завоеванного в 15 г.х./ 636 х.л. В документе говорится о следующем:
Это гарантия безопасности (аман), которую слуга Господа Умар, Предводитель Правоверных, предоставляет народу Иерусалима. Он дал им гарантию сохранности их жизней, больных и здоровых, имущества, церквей, крестов, религиозных ритуалов. Их церкви не будут заселены [мусульманами] и не будут разрушены. Ни самим церквям, ни землям, на которых они стоят, ни крестам на церквях не будет причинено никакого ущерба. Они [народ Иерусалима – прим. переводчика] не будут насильно обращены в мусульманство […]. Жители Иерусалима должны платить подушный налог, как и жители [других] городов, а также должны изгнать византийцев и грабителей [ … ].
Такие же условия, согласно ат-Табари, в отношении христианских обычаев и мест поклонения были предложены и другим городам по всей Палестине. Что же касается Армянского фронта, то существуют упоминания о договорах, заключенных с еврейским, христианским, а также с зороастрийским населением этого региона. Стоит отметить, что как ат-Табари, так и Ибн Касир в своих комментариях к Корану говорили о зороастрийцах (аль-маджус) как о «Людях Писания». Зороастризм – еще одна из основных религий, помимо иудаизма и христианства, с которой мусульманские армии столкнулись, покинув пределы Аравийского полуострова, обладавшая священным текстом.
3.) Договор с городом Дабиль
Баладхури упоминает договор, заключенный сподвижником Пророка Хабибом ибн Масламахом аль-Фихри, разыАллаху анху,(42 г.х./662 х.л.) с жителями города Дабиль. В этом договоре говорилось:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том.
Это договор Хабиба ибн Масламаха с христианами, колдунами (т.е. Зороастрийцами) и евреями города Дабиль, включая всех, кто присутствует и отсутствует. Я гарантировал вам безопасность ваших жизней, вашего имущества, церквей, мест поклонения и городской стены. Вы защищены, и мы будем обязаны исполнять наши обещания до тех пор, пока вы будете выполнять ваши и платить подушный налог [ … ].
Еще ат-Табари упоминает договоры мусульман с армянами из городов аль-Баб и Мукан, расположенных в горах Кавказа. В этих договорах также гарантировались безопасность «жизни, имущества,[и]религии».
Возвращаясь к Персидскому региону, Баладхури упоминает два соглашения: одно – с жителями города Райй, а другое – с жителями Адхарбайджана. В текстах каждого из этих соглашений гарантировалась безопасность жизни населения, а также содержалось обещание «не разрушать их храмы огня», т. е. зороастрийские атхашкаде. В «Истории» Табари также приводятся договоры, включая договор с городом Кумис, жителями Дехистана в провинции Джурджан и с жителями Адхарбайджана, все эти договоры гарантировали «безопасность […] их религии».
4.) Договор с городом Александрией
И, наконец, в Египте мы можем привести в пример Амр ибн аль-Аса, разыАллаху анху, сподвижника Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и главнокомандующего мусульманскими войсками на Египетском фронте. Он заключил договор с епископом Александрии по приказу Халифа Умара , разыАллаху анху, гарантировав городу безопасность и согласившись вернуть христианских пленников, ранее захваченных мусульманами при столкновении. По словам ат-Табари, Умар приказал Амру следующее:
[ … ] Предложи правителю Александрии выплатить тебе джизья в знак понимания, что те из его людей, которые были захвачены в плен и всё еще остаются под твоим покровительством, смогут выбрать между Исламом и религией своего народа. Если кто-то из них выберет Ислам, он станет мусульманином со всеми привилегиями и обязанностями. А те, кто выберет религию своего народа, будут должны выплачивать такой же джизья, какой будет наложен на их единоверцев.
5.) Договор с Митрополией Миср (Египет)
Амр также заключил соглашение с Абу Марьямом из Метрополии Миср. Ат-Табари цитирует слова, произнесенные им при встрече с жителями Метрополии:
Мы призываем вас принять Ислам. Тот, кто пожелает сделать это, станет одним из нас. Тому, кто откажется, мы предлагаем выплачивать джизья, и тогда мы возьмем их под нашу полную защиту. Наш Пророк, солляллаху алейхи ва саллям [ … ] приказал оберегать вас от вреда. Если вы примете наше предложение, мы предоставим вам постоянную защиту.
6.) Договор с жителями города Миср (Египет)
Ат-Табари приводит цитату из реального текста договора, заключенного с жителями города:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том.
Это текст договора, который Амр ибн аль-Ас заключил с жителями города Миср, гарантировав им безопасность их жизни, религии, имущества, церквей, распятий, а также земель и водных путей. […]. Этот договор обязателен для жителей Мисра, если они согласны с его условиями. И когда вода в Ниле прекратит подниматься, они должны выплачивать джизья. [ … ].Те, кто захочет уйти (не согласится с условиями договора), будут оставаться под защитой до тех пор, пока не достигнут безопасного места или же пока не покинут территорию нашего господства.
______________________________________________________________________________________________________________________________
1. Подушный налог или джизья должны были выплачивать Люди Писания Исламскому государству согласно аяту 9:29 Корана и достоверному хадису. Этот налог не был похож на феодальное налогообложение в Европе и не создавал экономических трудностей для немусульман, живущих в мусульманском государстве. Этот налог рассматривался как законное право Исламского государства, благодаря которому все население (как мусульманское, так и немусульманское) имело выгоду в виде военной защиты государства, свободы перемещения и торговли и т д. Хотя джизья выплачивался немусульманами, мусульмане также платили налоги в виде закята, религиозного налога, не налагаемого на другие общины.