Три десятка молодых ученых – преимущественно воспитанники Московского исламского института и научно-образовательных программ Духовного управления мусульман Российской Федерации выступили сегодня на VII Всероссийской научно-практической онлайн-конференции «Фахретдиновские чтения» на тему «Исламская богословская мысль в России: опыт изучения и перспективы».
Организаторами конференции выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центр исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета и Московский исламский институт при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и медиа-холдинга «Медина» в рамках реализации плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.
В работе конференции приняли участие мусульманские религиозные деятели России и стран СНГ, представители академического исламоведения, преподаватели МИИ, а также студенты (бакалавры, магистранты, аспиранты) МИИ, ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, НГПУ имени К.Минина, ПГГПУ, РГУ имени С.А. Есенина, обучающиеся в рамках Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама по направлению Духовного управления мусульман РФ.
От имени председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина уячастников поприветствовал его первый заместитель по Духовному управлению, ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов.
Как отметил Д.Мухетдинов, в настоящее время в России проходят многочисленные мероприятия, целью которых является увековечивание имен российских мусульманских ученых и богословов и возрождение из архивов огромного пласта наследия их знаний и трудов.
«Сегодня в работу конференции мы подключили наших студентов, обучающихся в различных вузах нашей страны. Именно нашей молодежи, имеющей одновременно и светское, и религиозное образование, в будущем предстоит глубоко окунуться в изучение богословского наследия, богословской мысли в нашей стране», – подчеркнул религиозный деятель.
По словам Дамира Мухетдинова, импульс этой деятельности задал в свое время президент Владимир Владимирович Путин, когда он на встрече с религиозными деятелями в Уфе сказал о необходимости возрождения в России отечественного богословского наследия. «Кроме того, господин Президент во время своего выступления на открытии Московской Соборной мечети особо уделил внимание исламскому образованию и исламской науке. Мы видим прекрасные плоды этой деятельности, работы наших учебных заведений и активное включение в работу Болгарской исламской академии», – подчеркнул выступающий.
Ректор МИИ призвал молодых ученых ввести в научный оборот подлинные источники и в своих работах ссылаться именно на них, а не пользоваться чужими переводами, которые в большинстве своем искажают богословские мысли и суждения автора или замалчивают их. «В своей деятельности мы к работе привлекаем профессиональных переводчиков, рецензентов и специалистов, сличаем перевод с языком оригинала. Несмотря на то, что происходит удорожание книги, это дает хорошее качество», – отметил он.
Кроме того, как заявил Дамир Мухетдинов, все студенты МГУ и СПбГУ, обучающиеся в рамках президентской программы по направлению ДУМ РФ, прикреплены к изучению одного из богословов нашей страны и одного зарубежного автора. «Я надеюсь, что работа в этом направлении будет продолжена, и в нашей стране появятся свои фахретдинововеды, бигиевоведы и т.д.», – сказал он.
В своем выступлении ректор Болгарской исламской академии, канд. филос. наук, доцент Данияр Мавлиярович Абдрахманов подчеркнул, что неоднократно участвовал в Фахретдиновских чтениях и отметил традиционно высокий уровень этой конференции. Он поблагодарил председателя ДУМ РФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина, первого заместителя председателя ДУМ РФ, ректора МИИ Дамира Мухетдинова за поздравление с юбилеем и постоянную поддержку деятельности Болгарской академии.
Главной темой доклада ректора БИА стала деятельность Болгарской академии по увековечиванию памяти Ризаэтдина Фахретдина. Он напомнил, что полтора года назад стартовал первый совместный научно-исследовательский проект Академии и Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН по подготовке академического издания сочинений Ризаэтдина Фахретдинова «Ислам дине». «По ряду причин полная версия этого труда до настоящего времени оставалась неопубликованной и хранилась в рукописном варианте в архивах Уфимского научного центра РАН. Рабочей научной группой ученых было принято решение подготовить к изданию полный вариант сочинения с многочисленными авторскими комментариями. В настоящее время рабочая группа казанских и уфимских исследователей закончила подготовку академического варианта сочинений к изданию», – сообщил он и выразил надежду, что в ближайшее время труд будет опубликован и представлен широкой общественности.
В заключении своего выступления Данияр Абдрахманов отметил, что «та большая работа, которую проводят Духовное управление мусульман РФ и Болгарская исламская академия в деле проведения научных исследований и организации образовательного процесса по подготовке магистров и докторов исламских наук будет продолжена». «У этой деятельности большое будущее», – сказал он.
После выступления Данияра Абдрахманова, состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в научно-образовательной сфере между Московским исламским институтом и Болгарской исламской академией. Оно призвано развивать научные исследования в области богословия. Документ скрепили своими подписями ректоры двух учебных заведений Дамир Мухетдинов и Данияр Абдрахманов.
Профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, профессор Института международных отношений Высшей школы международных отношений и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета, д-р ист. наук, проф. Айдар Хабутдинов выступил на тему «Ризаэддин Фахреддин: синтез теории и практики в религиозной деятельности».
В своем выступлении он остановился на трех ключевых моментах. Профессор напомнил об исторической эпохе, в которую жил и работал Ризаэтдин Фахретдинов, – эпохе быстрого промышленного развития и индустриального роста и «доступного» среднего и высшего образования. «Ризаэтдин Фахретдинов хорошо понимал, что необходима конкурентоспособная способная модель исламского образования, иначе возможен процесс «христианизации» мусульманской интеллигенции. В этот же временной период вели деятельность такие исламские просветители и политические деятели как Хусаин Фаизханов, Шигабутдин Марджани, Гаяз Исхаки, Исмаил Гаспринский», – сообщил ученый.
Айдар Хабутдинов отметил, что сегодня в России большое количество религиозных мусульманских центров – около 80. Нужна единая вертикаль власти на уровне муфтиятов, ахундов и приходов. В царской России выделялось всего три территории: Волго-Уральский регион и Сибирь, Кавказ и Крым, где действовали свои магометанские духовные собрания. «По мнению Ризаэтдина Фахретдинова, у мусульман должна быть своя судебная и исполнительная власть. Конкретная религиозная структура отвечает за мораль и нравственность. Идеи Ризаэтдина Фахретдинова касались также и религиозного воспитания и просвещения молодежи и подростков. Он призывал вспомнить о таких важных полномочиях религиозных организаций – как помогать сиротам, малоимущим, заниматься воспитанием подрастающего поколения. Подчеркивал, что нельзя различать политические, экономические и правовые вопросы. Детям надо давать духовное воспитание. Религиозные организации должны иметь систему благотворительности и духовного просвещения».
Проведя параллель с нашим временем, профессор КФУ отметил: «Фахретдина уважала и царская власть, и советская. Он всегда «зрел в корень». Ризаэтдин Фахретдинов стал казыем (шариатским судьей) в 30 лет и взял на себя груз за все Оренбургское духовное собрание. Сегодня пандемия – стала эпохой нашего взросления. Уходит старшее поколение имамов и религиозных деятелей и груз ответственности ложится на тех, кому сегодня 40-55 лет».
Директор Центра развития исламского образования Московского исламского института, канд. пед. наук. Гульфия Хабибуллина рассказала о «Практико-ориентированном обучении в исламском образовательном учреждении».
Проректор по учебной работе Московского исламского института Раис Измайлов посвятил свое выступление «Изучению наследия М. Бигиева в контексте возрождения отечественной богословской мысли».
Максат Овезов, ответственный за научно-исследовательский отдел Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь, выступил с докладом «Богословское наследие имама Марджани. Актуальность возрождения».
По мнению оратора, личность имама Марджани, по причине его выдающегося таланта теолога, не может ограничиваться нами, отведением ему роли только регионального или народного просветителя. Его наследие стоит гораздо выше рамок региона или этноса.
«Труды Марджани есть наиболее близкие к нам по времени и менталитету богословские произведения, роль наследия имама Марджани вырастает до общеисламского уровня, в котором методы изложения и концепции его трудов могут исполнить роль возрождения школы матуридитов Мавераннахра. И используя ее богатейшую интеллектуальную основу дать ответы на современные мировоззренческие вопросы», – уверен Максат Овезов.
Руководитель аппарата ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области Наталья Тамбиева ознакомила участников конференции с идеями исламского феминизма в работах Мухлисы Буби.
Рашид Бултачеев, председатель ДУМ Рязанской области сделал выступление на тему «Развитие духовно-нравственных ценностей курсантов в контексте поликультурного образования в военном вузе».
Председатель совета улемов ДУМ Нижегородской области Мунир Беюсов посвятил свое выступление «Проблемам духовно-нравственного воспитания, отраженным в сочинении муфтия Р.Фахретдина “Джавамигуль калям шархе” (“Комментарии к изречениям пророка Мухаммада“)», а председатель ДУМ Пермского края Ильхам Бибарсов рассказал о «Современных подходах к организации духовно-нравственного воспитания старших подростков».
Кроме того, прозвучали выступления, посвященные жизни и трудам Х.Фаизханова, Г.Курсави, Сайфуллы-кади Башларова, Абд ал-Кадира ал-Джиляни, шейха Мухаммада ал-Яраги, Исмаила Раджи ал-Фаруки, Мухаммада Тахира б. Ашура, Мухммада Айяда ат-Тантави, правовой теории имама аш-Шатиби, основным идеям модернизма Мухаммада Абдо, и многим другим темам.
Заслушав и обсудив выступления, прозвучавшие в рамках конференции, ее участники в качестве резюме и рекомендаций научных дискуссий приняли резолюцию.