«Пока Священный Коран находится у мусульман, Европа не сможет властвовать над Востоком».
Уильям Юарт Гладстон
عَنْ عُثْمَانَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ قَالَ : ” خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْآنَ وَعَلَّمَهُ” .
Передают со слов Усмана (да будет доволен им Аллах), что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: “Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)”.
Коран – это речь Аллаха, последнее Божественное Писание, Книга, являющаяся неисчерпаемым источником полезной и необходимой для человека информации.
Поистине, Коран – это великое знамение Аллаха, вечное божественное чудо, указывающее на истинность пророчества Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).
Коран – наставник на прямой путь, путеводитель, приводящий к мирскому и вечному счастью.
Коран – единственная Книга Всевышнего, которая дошла до наших дней в чистом, первозданном виде.
Из всех Божественных Писаний Коран – главенствующий.
Он вбирает в себя сущность всех предыдущих священных Книг (Тора, Евангелие, Библия), устраняя все излишества, недостатки, замены и другие изменения, сделанные человеком по его ограниченности. Коран включает в себя всё необходимое, что содержалось в предыдущих Книгах, упразднив предписания, которые относились только к определённым народам, став тем самым источником ответов на актуальные вопросы. По структуре, содержанию и форме изложения Коран не похож ни на какую другую книгу и поэтому каждый человек понимает его по мере знаний, которые имеет, но по-настоящему глубоко её могут понять только люди, имеющие соответствующие религиозные знания и отвечающие определённым требованиям.
Ниспослание Корана – это важная тема, т.к. знание об этом укрепляет нашу веру в то, что Коран – это речь Аллаха, укрепляет веру в Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и в то, что он говорил не по прихоти своей, а по откровению Господа, Создателя миров.
Коран ниспосылался в три этапа. Сначала Священная Книга была ниспослана на Лавху-ль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), о чём нам говорит следующий аят:
(بل هو قرءان مجيد. في لوح محفوظ (البروج:21-22
Смысл: «Но это истинно достославный Коран, что находится в Хранимой Скрижали («аль-Бурудж», 21-22).
Затем Коран низвели до байтуль-иззат.
Об этом свидетельствуют аяты:
(إنا أنزلناه في ليلة مباركة (الدخان:3
Смысл: «Истинно, Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь» («Ад-духан», 3).
(إنا أنزلناه في ليلة القدر (القدر:1
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения» («аль-Кадр, 1).
“شهر رمضان الذي أنزل فيه القرءان” (البقر:185)
Смысл: «Mecяц Рaмaзaн, в кoтopый ниcпocлали Kopaн» («аль-Бакара», 185).
И, наконец, в третий раз Коран был ниспослан по аятам в сердце Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) посредством ангела Джабраила в виде откровений.
(نزل به روح الأمين. علي قلبك لتكون من المنذرين. بلسان عربي مبين” (الشعراء:193-195
Смысл: «Верный Дух (ангел Джабраил) снизошёл с ним на твоё сердце, чтобы ты стал предостерегающим. И ниспослан Коран на ясном арабском языке» («Шуара», 195-193).
Как нам известно, Коран был ниспослан не сразу в виде книги, а по одному, двум, пяти или десяти аятам, по мере необходимости или возникновения определённых вопросов в течение приблизительно двадцати трёх лет. Это стало причиной возмущения и протеста иудеев и язычников. И как бы упрекая, они стали спрашивать, почему Коран не снизошёл от Аллаха сразу, как, например, Тора? Они видели в этом недостаток, тогда как на самом деле в поэтапном ниспослании Корана кроется мудрость. Об этом мы можем узнать из двух аятов:
(و قرءانا فرقناه لتقرأه علي الناس علي مكث (الإسراء:10
Смысл: «Мы ниспослали Коран раздельно, чтобы ты читал его людям не спеша» («аль-Исра», 106).
(كذالك لنثبت به فؤادك و رتلناه ترتيلا (الفرقان:32
Смысл: «Мы ниспослали его таким образом, чтоб укрепить твоё сердце, и читали Мы его спокойным чтеньем» («аль-Фуркан», 32).
Как мы видим, эти два аята объясняют причину поэтапного ниспослания и дают нам понять, что упрёки иудеев и язычников были абсолютно неуместны.
Итак, рассмотрим подробнее преимущество поэтапного ниспослания.
1. Укрепление сердца Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Это явствует из аята – «чтоб укрепить им твоё сердце». Конечно, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) очень нуждался в этом, ведь ему часто приходилось встречаться с невежеством и упрямством людей. Несмотря на все усилия Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) наставить на истинный путь жителей Мекки, многие из них упорно продолжали пребывать в неверии. Т.к. откровения приходили в самые тяжкие времена, Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) приходилось очень трудно и поэтапное ниспослание способствовало постепенному привыканию к тяжёлому состоянию в момент получения откровения и терпению, которое было необходимо при наставлении людей. Некоторые аяты призывали Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) к терпению, рассказывая о нелёгкой участи предшествовавших посланников.
قد نعلم أنه ليحزنك الذي يقولون فإنهم لا يكذبون و لكن الظالمين بئايت الله يجحدون. ولقد كذبت رسل من قبلك فصبروا علي ما كذبوا و أوذو حتي أتاهم نصرنا. الانعام 33- 34
Смысл: «Поистине, Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Воистину, они не считают тебя лжецом, и всё же неверные отрицают знамения Аллаха! Поистине, сочли лжецами и тех посланников, что были до тебя, и им приходилось терпеть то, что их считали лжецами и притесняли, пока к ним не пришла Наша помощь» («аль-Анам», 33-34).
2.Облегчение заучивания наизусть.
Коран был ниспослан народу, в котором преобладала безграмотность. Людей, умевших читать и писать, было ничтожно мало. В такой ситуации единственными хранителями Корана были те, кто знал его наизусть.
هو الذي بعث في الأ ميين رسولا منهم يتلو عليهم ءاياته ويزكيهم و يعلمهم الكتاب والحكمة و إن كانوا من قبل لفي ضلال مبين الجمعة -2
«Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их общества. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» («аль-Джума», 2).
Умар ибн Хаттаб говорил: «Учите Коран по пять аятов». Ибн Асакир передаёт от Абу Назрата: «Абу Суайд аль-Худрий учил нас Корану по пять аятов утром и вечером». Передаётся, что и ангел Джабраил приходил с пятью аятами. Всё это говорит о том, что форма ниспослания Корана превосходно облегчает заучивание.
3. Поэтапное установление законов Шариата.
Мы хорошо можем себе представить крайне негативную реакцию человека, которому сказали, что ему необходимо в корне изменить свои обычаи и привычки для вступления на путь истины. Учитывая эту специфику человеческого характера, шариатские правила и нормы не устанавливались путём резкого и категорического запрета. Установлению того или иного закона предшествовала подготовка человека к тому, что ему придётся изменить свой образ жизни, отказавшись от определённых привычных видов деятельности, которые явно противоречат всем соображениям этики и морали. Поэтому сначала приходили аяты, связанные с вероубеждением и его доказательствами, затем – аяты об этике и морали. И только потом, когда возросло число уверовавших, очистившихся от смрада невежества, Аллах посылал аяты о запретном и дозволенном.
Рассмотрим сказанное на примере. Бухари передаёт слова Аиши: «Поистине первые из сур рассказывали о Рае и аде, а когда люди начали принимать Ислам, пришло разъяснение дозволенного (халяль) и запретного (харам). Если бы вначале было сказано, что нельзя пить вино (употреблять алкоголь), то люди бы ответили: мы никогда не оставим вина! А если было бы сказано: «Не прелюбодействуйте», – то ответили бы они: мы ни за что не оставим прелюбодеяние!». Тут-то и видны опять смысл и мудрость того, что Коран ниспосылался аятами в течение двух десятков лет.