27.12.2021530

Почему в намазе мы читаем именно суру Аль-Фатиха

Поделиться

Совершая любой намаз, молящийся в каждом ракаате читает суру Аль-Фатиха. Да, именно суру Аль-Фатиха, и никакая другая сура не может её заменить, за исключением редких случаев.

Со слов ‘Убады ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

«Нет намаза у того, кто не прочитал суру Аль-Фатиха (Открывающая Писание)». (Бухари, 756; Муслим, 394; Абу Давуд, 822; Тирмизи, 247; Ибн Маджах, 837; Ибн Хиббан, 1786)

А кто-нибудь задумывался, почему Всевышний обязал нас читать именно эту суру, а не какую-то другую? Ведь в Священном Коране 114 сур.

Несомненно, Аль-Фатиха является величайшей сурой Корана. Несмотря на то, что она является одной из самых коротких сур, учёные утверждают, что в ней заключён смысл всего Корана. О достоинствах суры Аль-Фатиха свидетельствуют множество хадисов, которые передаются в самых известных достоверных сборниках.

От Абу Са’ида Рафи’а бин Аль-Му’алля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему:

«Не научить ли тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял его за руку, а когда они уже собирались выйти, Абу Са’ид сказал ему: «О Посланник Аллаха, ты ведь сказал: “Не научить ли тебя величайшей суре Корана?”» Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Аль-Хамду ли-Лляһи Рабби-ль-ʻаламин … (то есть вся сура Аль-Фатиха) – это Ас-Саб’у-ль-масани (семь повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура Аль-Фатиха) и великий Коран, который был дарован мне». (Имам Ахмад, 3/450, 4/211; Бухари, 4647; Абу Дауд, 1458; Ибн Маджах, 3785; Ибн Хиббан, 777)

Однако считается, что смысл вменения в обязанность чтения суры Аль-Фатиха в каждом намазе – в том, что она является единственной сурой, на каждый аят которой Всевышний Аллах отвечает, когда верующий читает её.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:

 

«Всевышний Аллах сказал: “Я разделил намаз между Мною и Моим рабом на две части: одна часть для Меня, а другая – для Моего раба, и Мой раб получит то, о чём он попросит”.

Когда раб говорит: “Вся хвала и благодарность Аллаху, Господу миров, а не тем, кому поклоняются помимо Него”, Аллах говорит: “Мой раб воздал Мне хвалу”.

Когда раб говорит: “Милующему, Милостивому ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День суда”, Аллах говорит: “Мой раб возблагодарил Меня”.

Когда раб говорит: “Властелину Дня расчёта и воздаяния (Судного дня). И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот День”, Всевышний Аллах говорит: “Мой раб восславил Меня”.

Когда раб говорит: “Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного просим о помощи”, Аллах говорит: “Это между Мной и Моим рабом, (половина этого Мне, а половина – Моему рабу), и раб Мой получит то, о чём просит”.

Когда раб говорит: “Направь нас, о Господь, на истинный путь и правильную религию, на путь тех, кого Ты облагодетельствовал верой, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с истинного пути”, Аллах говорит: “Это для Моего, и мой раб получит то, о чём он попросил”».  (Муслим, 395; Абу Дауд, 821; Тирмизи, 2953; Ибн Хиббан, 776)

Как видите, сура Аль-Фатиха завершается мольбой, поэтому при завершении её чтения вне зависимости от того, когда мы её читаем – в намазе или вне намаза – желательно произнести «амин», что означает: «О Аллах, ответь на нашу мольбу». Молящемуся желательно сделать небольшую паузу между последними словами суры и произнесением «амин», чтобы отделить свои слова от речи Всевышнего Аллаха.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) «Я разделил намаз между Мною и Моим рабом на две части», пишет следующее:

«Учёные сказали, что под намазом здесь подразумевается сура Аль-Фатиха. Её назвали намазом, потому что без неё он недействителен, подобно тому, как в хадисе “Хадж – это Арафа” Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) назвал стояние на горе Арафа хаджем. В этом хадисе есть довод в пользу обязательности читать в намазе именно суру Аль-Фатиха.

Учёные также сказали, что здесь подразумевается разделение суры Аль-Фатиха на две части по смыслу. Первая часть является восхвалением, возвеличиванием, благодарностью Всевышнему Аллаху; вторая часть суры – это мольба, просьба, покорность и признание нужды».

Сура Аль-Фатиха завершается мольбой о самом важном, в чём нуждается человек в своей жизни и религии. Каждый человек больше, чем в еде, питье и даже в воздухе, нуждается в том, чтобы Всевышний Аллах направил его на истинный путь, к правильной религии, поэтому он крайне нуждается в этом дуа, ибо нет спасения от кары и достижения счастья без этого направления на путь истины.

Из всего вышеприведённого мы можем понять, в чём заключается мудрость избрания Всевышним Аллахом суры Аль-Фатиха для своих рабов для повторения её каждые сутки минимум по 17 раз, когда они встают на намаз и беседуют со своим Господом.

 

Муслим Абдулаев