Знайте, что лексическое значение слова «хая» – это застенчивость и смущение души от осознания предосудительности поступка. А в суфийской терминологии «хая» – это смущение, стеснение сердца.
Сущность стыдливости
Имам суфиев Джунайд аль-Багдади (да будет свята его душа) дал стыдливости следующее определение: «Это осознание благ Всевышнего, а также признание своей нерадивости в поклонении, благодаря чему и возникает такое состояние, как стыдливость. К тому же стыдливость – это ещё и отказ от притязаний на то, что ты выполняешь все обязанности перед Всевышним».
Стыдливость бывает нескольких типов:
1. Стыд из-за ослушания.
Рассказывают, что когда пророк Адам (мир ему) съел запретный плод, то стал бегать в Раю. Тогда Всевышний Аллах спросил его: «Ты делаешь это, желая убежать от Меня?». Адам (мир ему) ответил: «Нет, из-за стыда перед Тобой».
2. Стыд из-за своей нерадивости и упущений.
Так ангелы обращаются к Аллаху: «Мы не поклонялисьТебе достойным образом».
3. Стыд из-за возвеличивания.
Подобно ангелу Исрафилю, который накрыл себя крыльями, стыдясь Всевышнего Аллаха.
4. Стыд из-за благородства.
После женитьбы на Зайнаб Пророк ﷺ организовал свадебное угощение, на котором сподвижники засиделись до поздней ночи, а ему было стыдно попросить их уйти. Именно тогда и был ниспослан следующий аят (смысл):
«О уверовавшие! Не входите в дом Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, и не приходите к нему с тем, чтобы дожидаться её. Однако входите в его дом тогда, когда вас пригласят, а когда же поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры ради забавы. Ведь такое поведение может стеснить, навредить Пророку (мир ему и благословение), и он будет стесняться сказать об этом вам, но Аллах не стыдится истины…» (сура «Аль-Ахзаб», аят 53).
Этот аят указывает на то, что необходимо проявлять учтивость и уважение по отношению к Пророку (мир ему и благословение), ведь посещение Посланника Аллаха (мир ему и благословение)требует особой этики и выбора подходящего времени. В этом аяте говорится, что угощение становится разрешенным только после приглашения. То есть, когда вам разрешат входить в дом Пророка (мир ему и благословение)и пригласят к трапезе, то заходите в его (мир ему и благословение)дом с пристойностью, соблюдая необходимые требования и нормы шариата по отношению к Посланнику Аллаха ﷺ.
В книге «Ат-Тавила ан-наджмийя» сказано: «Когда вы исполните всё необходимое для вас, то выходите, не проявляя небрежность. И пусть же благой нрав Пророка ﷺ не помешает вам проявлять учтивость по отношению к Посланнику ﷺ, а его чувство сильной застенчивости пусть не подтолкнёт вас на обременение Посланника Господа ﷺ. Вероятно, благонравие Пророка ﷺ побудило пришедших к нему в гости нарушить такт по отношению к Божьему Посланнику ﷺ. Вот поэтому Всевышний и ниспослал указанный аят».
Говорят, что обязанностью разумного человека, который посещает уважаемых людей, является немногословность и быстрый уход, а признаком глупца – пребывание в гостях больше необходимого и несвоевременный, неуместный приход.
О стыде из-за благородства Всевышний сказал (смысл): «И к нему подошла стеснительной поступью одна из двух» (сура «Аль-Касас», аят 25).
В этом аяте речь идёт о стыдливости одной из двух дочерей пророка Шуайба (мир ему) в отношении пророка Мусы (мир ему), потому как та звала его в гости и стеснялась того, что Муса (мир ему) не ответит на её приглашение. А ведь стыдливость – это обязательное качество для принимающего у себя гостей. Такой стыд тоже относится к стыду из-за благородства.
5. Стыд из-за благопристойности.
Али ибн Абу Талиб (да будет Господь доволен им), будучи мужем Фатимы, дочери Пророка ﷺ, из-за своей стыдливости не смог задать Посланнику Всевышнего ﷺ вопрос, касающийся решения шариата относительно выделений из полового органа при возбуждении, и попросил об этом Микдада ибн аль-Асвада (да будет Господь доволен им).
6. Стыд из-за бессилия.
Однажды пророк Муса (мир ему) обратился к Богу со словами: «Воистину, когда уменя возникает какая-либо мирская нужда, то мнестыдно просить у Тебя что-либо, о Господь!». И тогда Всевышний сказал: «Проси у Меня и соль длятеста, и даже корм для овец».
7. Стыд Пречистого Господа, выражающийся в милости.
Когда раб перейдет через мост Сират, ему вручат запечатанное письмо, в котором будет написано: «Ты сделал то, что сделал, но Мне стыдно позорить тебя, выявляя твои деяния. Так ступай же в Рай, поистине, Я простил тебя!».
Пророк ﷺ так разъяснил сущность стыда: «О люди, стыдитесь Аллаха истинной стыдливостью!». Люди ответили: «Поистине, мы стыдимся Аллаха, о Пророк! И хвала Ему – Всевышнему Аллаху!».
Пророк ﷺ промолвил: «Одно только произнесение этих слов не является истинной стыдливостью. Так пусть же тот, кто стыдится Всевышнего Аллаха истинной стыдливостью, оберегает свою голову и все её составляющие: глаза, уши, язык и так далее – а также своё чрево и то, что связано с ним: сердце, ноги, руки, половые органы и так далее. И пусть истинно стыдящийся часто вспоминает о смерти и тленности своего тела. А кто предпочтёт земной жизни вечную жизнь, тот поступит так, как истинно стыдящийся Всевышнего Аллаха».
Один мудрец сказал: «Оживляйте свой стыд, пребывая рядом с теми, кого стыдятся».