Мухтасар (Краткое изложение о минимуме знаний, которым должен обладать каждый мусульманин)
Всякая хвала Аллаху, Господу миров. Милость, соответствующая [своему] величию и защита от бед и невзгод Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), его семейству и всем его сподвижникам.
Эта книга есть сокращенная, составленная из других книг по мусульманскому праву и других книг по мазхабу имама аш-Шафии (да снизойдёт на него милость Аллаха), чтобы она стала самым необходимым начинающему изучать религию, для облегчения запоминания, и только от Аллаха помощь в религии. Это книга, рассказывающая об Имане, Исламе и Сунне. Знай, поистине основы религии составляют три вещи:
Иман (вера), Ислам и Сунна.
Иман – это чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его пророков, в последний [Судный] день и в судьбу (предопределение), будь это хорошее или плохое — всё от Всевышнего.
Что касается смысла веры в Аллаха – поистине, Аллах – один, нет сотоварищей у Него, [Он] предвечен, у Него нет начала, Он живой, неумирающий, вечный, не исчезал Он и не исчезнет, Он слышит все звуки, видит всё видимое, ведает (знает) обо всём, Он разговаривающий, Он Тот, Кого увидят в ахирате (на Том свете) уверовавшие. [Он] всемогущ, по Его воле происходит хорошее и плохое, но Он тем не менее не соглашается с плохим (недоволен, когда совершают плохое).
Ещё вера в Аллаха – поистине все сифаты (признаки, качества) Всевышнего – Его бытие (существование), то, что Он живой, всеслышащий, всевидящий – предвечны (существовали изначально, всегда, не имея начала). Он не похож ни на что, и нет подобного Ему.
Ещё – поистине нет для Него места (пространства, т.е. Он не нуждается в месте, пространстве) и сторон (верх-низ, зад-перед, правая-левая сторона). Время не меняет Его (Он не меняется во времени), и время не меняется для Него.
Ещё – поистине, Аллах сотворил всё сущее, чтобы часть его оставить навечно, другую же его часть уничтожить. Однако Арш и Курс, Лавхул махфуз (Скрижали Хранимые), и Калам (Перо), и Сур (Рог) [ангела] Исрафила, и Рай, и ад (огонь), и то, что содержат две последние – Аллах их сотворил, чтобы оставить навечно, и души сотворены, чтобы оставить навечно, согласно самому достоверному слову [из двух слов имама аш-Шафии].
Что касается смысла веры (имана) в Его ангелов – поистине, ангелы – это слуги Аллаха, поклоняющиеся Ему, не проявляющие ослушания Ему даже на миг. Они также сотворённые, они не едят и не пьют, они умрут и будут воскрешены.
Что касается смысла веры (имана) в Его книги –поистине, всё, что ниспослано Всевышним в таких книгах, как- Таврат (Тора), Инжил (Евангелие), Забур (Псалмы), Коран и другие – это предвечная речь Аллаха, несотворённая.
Что касается смысла веры (имана) в Его посланников – поистине, все посланники Аллаха – это люди, посланные к народам (людям) с истиной, и они – лучшие из творений.
И лучшие из людей после них – это Абу-Бакар ас-Ссиддик, затем Умар Фарук, затем Усман – обладатель двух сияний (нуров), затем Али, которым доволен Аллах. Да будет доволен Аллах ими всеми!
Что касается смысла имана в последний [Судный] день – поистине, Всевышний воскресит творения после их смерти, в [местности] Судного дня – Арасат, и установит Он весы, и учинит допрос, одних Он введёт в Рай по милости Своей, других введёт в Геенну по установленному Им порядку (по справедливости Своей). Ещё: поистине, допрос Мункара-Накира – это истина, могильные муки – это тоже истина.
И Сират (мост), и весы –[тоже] истина, Хавуз (пруд) – тоже истина, и шафаат (заступничество) – тоже истина, и Рай, и ад, и то, что в них обоих – тоже истина.
Что касается смысла веры (имана) в Его судьбу (предопределение), то хорошая она или плохая, она, судьба, от Всевышнего. Поистине, всё, что происходит во Вселенной, хорошее это или плохое, происходит по предопределению Аллаха, тем не менее, рабы Божьи имеют волю (свободны в выборе), поэтому судьба – от Аллаха, а дела – от слуг Божьих. Оба они идут (происходят, осуществляются) вместе. Если бы это было не так, то послание пророков и ниспослание книг были бы делом бесполезным (бессмысленным).
Что касаетсяИслама, то это то, что зиждется на пяти вещах:
1- свидетельство, что нет бога (божества, которому следует поклоняться) кроме Аллаха, и, поистине, Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) – посланник Аллаха (посланный научить людей истинной религии), 2- совершение намаза, 3- выплата закята, 4-соблюдение поста в месяц Рамазан и 5- совершение паломничества (Хаджа) к Каабе для того, кто может осилить дорогу.
Совершенство веры (имана) – это признание её языком, подтверждение истинности сердцем, совершение соответствующих деяний органами тела (телом): совершение пятикратного намаза, и подобного ему сунната. Тот, кто перестал признавать языком веру, тот кяфир (неверный). Тот, кто перестал подтверждать её истинность сердцем, тот мунафик (лицемер). Аллах этих двоих размещает навечно в Геенне. Тот, кто перестал совершать соответствующие вере деяния, тот фасик (нечестивец). Тот, кто перестал соблюдать суннат, тот заблудший сторонник нововедений (бида). Эти двое обязаны покаяться (сделать тавбу).
Но и суннат – это следование за Пророком (салляллаху аляйхи васаллям), благословение и благополучие ему и его семье. Поистине, он сказал: «Будьте с джамаатом (коллективом), то есть с ахлу-с-сунной (с людьми, соблюдающими Сунну Пророка), и кто бы ни был отделившийся от джамаата, того отправляют в огонь».