11.10.2013392

Жертвоприношения (курбан) в Исламе

Поделиться

Жертвоприношения (курбан)  в Исламе

Понятие жертвоприношения – курбан

Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. При этом режут верблюдов, крупный или мелкий рогатый скот.

Шариатский довод в пользу законности жертвоприношения

Шариатским основанием для совершения обряда жертвоприношения является священный Коран, хадисы Пророка (мир ему и благословение) и единогласное мнение ученых-имамов (иджма‘).

Всевышний Аллах в Коране говорит:

Смысл: «Соверши праздничный намаз и жертвоприношение» (Сура 108 «Аль-Кавсар», аят 2).

В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслим от сподвижника Анаса, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) принес в жертву двух белых баранов с большими рогами».

Вся мусульманская община единодушна в том, что обряд жертвоприношения является одним из больших знамений Ислама, предусмотренных Шариатом. Поэтому, если кто-либо станет утверждать, что обряд жертвоприношения не имеет места в Шариате, он впадает в неверие (куфр).

Истоки жертвоприношения

Обряд жертвоприношения является предписанием Шариата, которое берет свое начало от пророка Ибрахима (мир ему). Всевышний Аллах возложил жертвоприношение (курбан) на умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) во втором году хиджры. (См. Ибн Раджаб. «Латаифу аль-маариф», стр. 463; «Хашияту аль-джамаль», т. 8, стр. 203).

Мудрость предписания жертвоприношения в Шариате

Человек, смиренно и беспрекословно выполняющий все веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника, поклоняется Господу в совершенстве, он получает самое большое вознаграждение и довольство Создателя. Всевышний Аллах сотворил и содержит все сущее, Он – Царь, в чьей власти находится все, Он Творец и только Он достоин поклонения. Мы рабы Аллаха, которых Он создал и обеспечивает пропитанием, и нам надлежит выполнять все веления Аллаха, не задаваясь вопросами: «почему», «ради чего», и «в чем смысл этого», ибо рабы должны быть покорными своему хозяину и все сотворенное обязано подчиняться своему Творцу. С таким убеждением мусульманин должен выполнять все повеления и остерегаться всех запретов Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Когда у мусульманина будет такое убеждение, он сможет познать смысл и мудрость некоторых шариатских решений, исходящих от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо Всевышний Аллах нам не предписывает того, в чем нет мудрости и глубокого смысла. И в предписании Шариата о совершении обряда жертвоприношения заключено много пользы и мудрости.

Приведем некоторые из них: 1. Жертвоприношение – это выражение благодарности Аллаху за те многочисленные блага, которыми Он нас одарил, а также за то, что Он продлил нам жизнь с прошлого года до нынешнего. 2. Жертвоприношение – это прощение грехов и очищение поклонения от недостатков.

3. Жертвоприношение – это помощь бедным и нуждающимся, поддержка близких, укрепление хороших отношений между мусульманами, при этом мусульмане просят Аллаха о прощении грехов и об увеличении благ друг для друга.

4. Жертвоприношение – это лекарство от скупости и алчности, и совершение жертвоприношения для человека есть очищение от таких пороков.

5. Жертвоприношение – это напоминание об истории пророка Ибрахима (мир ему) и его сына пророка Исмаила (мир ему). Эта история, поистине, завораживает сердца людей. Будучи уже в пожилом возрасте, пророк Ибрахим (мир ему) и его жена попросили Аллаха дать им сына. Всевышний ответил на их мольбу, и у них родился сын Исмаил. Аллах испытал пророка Ибрахима-халила (Особенный друг), повелев принести в жертву своего единственного сына, которого он очень любил. Ибрахим (мир ему) беспрекословно подчинился воле своего Творца и смиренно принял Его волю. Он сказал своему сыну Исмаилу (мир ему), что видел во сне, как приносит его в жертву. Так как сон пророков – это откровение Аллаха, молодой Исмаил (мир ему), поняв, что это повеление Всевышнего Аллаха, сказал отцу:

Смысл: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я – коли угодно Богу, – найду в себе смирение и твердость» (Сура «Ас-Саффат», аят 102).

Представьте отца, который подносит острый нож к горлу любимого сына, лежащего перед ним, а также сына, который смиренно подставил свое горло под нож. Как велика любовь к Всевышнему Аллаху у пророков Ибрахима (мир ему) и его сына Исмаила (мир ему), и какое великое повеление было дано им Аллахом! Эта история является уроком, примером покорности Аллаху для всего человечества до Судного дня.

Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания Шариата, чтобы люди не забывали историю этих двух великих пророков. В этом есть испытание и для нас. Всевышний Аллах обращается к нам: «Вы видели, какое великое дело совершили мои любимые пророки ради Меня. Я не требую от вас того же. Я повелеваю вам, чтобы вы из тех домашних животных, которых Я дал вам, ради Меня и из-за любви ко Мне, следуя Моему велению, принесли в жертву хотя бы одно животное».

Таким образом, чтобы испытать нас Всевышний Аллах предписал нам совершение жертвоприношения.

По этому поводу Всевышний Аллах в Коране говорит:

Смысл: «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура 22 «Аль-Хадж», аят 37).

То есть, смысл этого аята заключается в следующем: до Аллаха доходит состояние ваших сердец, которое заставило вас совершить жертвоприношение, Он видит, что любовь к Нему и Его повеление, дороже для вас любви к мирскому.