26.05.2011360

После моей смерти я завещаю вам…

Поделиться

Завещание и его категории.

Завещание и его категории.В Шариате завещанием (васийят) называется определение человеком части своего имущества для использования после своей смерти в каком-либо благом, дозволенном направлении, поручение какому-либо доверенному человеку расплатиться по его долгам из оставшегося своего имущества и оставление определенной части наследства своим детям.

Относительно завещания в Священном Коране приводится два аята. Составлять завещание является настоятельно рекомендуемой сунной, и есть множество хадисов, побуждающих и призывающих к этому.

В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Каждому человеку следует составлять завещание и держать его при себе».

В другом достоверном хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Мусульманин, владеющий хоть небольшим количеством имущества, которое он хочет завещать, не имеет права провести даже две ночи, не имея составленного завещания».

Под словами «даже две ночи» в указанном хадисе не имеются в виду конкретно две ночи, а смысл его заключается в том, что мусульманину не подобает провести хоть малую часть времени без зафиксированного завещания. Так пишется в книге под названием «Хафани ‘аля аль-джами‘ ас-сагир».

Поведение человека, который даже не намерен составить завещание, более порицается в Шариате, чем поведение того, кто, желая его составления, но все же откладывает это. А больному очень подобает составлять завещание, ибо он больше приближен к смерти.

Ибн Маджа передал, что Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Человек, который лишился завещания, лишился большого блага. Тот же, кто умирает, оставив завещание, умирает на праведном пути, следуя Сунне, богобоязненности, шахидом и с прощенными грехами».

Каждому человеку, достигшему совершеннолетия, будь то мужчина или женщина, крайне важно составить завещание. Тот, кто умрет без завещания, не сможет говорить до Судного дня. В завещании не обязательно указывать большое количество имущества. Само завещание может быть, к примеру, таким: «Мое завещание – кольцо, часы и шапка. То, чем я владел, после моей смерти направьте в хорошую сторону». Если же у человека совсем ничего нет из имущества, то составлять завещание необязательно.

Для завещания человек должен иметь личное, добытое дозволенным (халал) путем чистое имущество.

Также в хадисе повествуется, что тот, кто умер, не оставив завещания, в могиле бывает лишен речи, т. е. ему не позволяют разговаривать, он сам не посещает других покойных так же, как они тоже не посещают его. Так говорится в книге «Хафани».

Пожертвования, розданные еще при жизни, ценятся выше, чем имущество, розданное после смерти согласно завещанию. В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится, что у Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) спросили, за какую милостыню предназначено больше всего благого воздаяния, на что он ответил: «Милостыня, отданная, будучи во здравии, испытывая скупость (т. е. когда твое эго (нафс) не желает этого), имея надежды на долгую жизнь и боясь нищеты, является самой высокочтимой».

Шариат дозволил завещание потому, что в этом заключена польза как для самого завещающего, так и для его родственников и общего народа.

Самому хозяину завещания от него бывает польза, ибо за него он получит большое вознаграждение на том свете. А польза для его родственников (не наследников) заключена в том, что им также достается определенная часть из его имущества.

Даже основная цель завещания содержится в том, чтобы часть имущества завещателя досталась его родственникам, но не являющимся прямыми его наследниками. А что касается пользы завещания для общего народа, то она заключается в том, что часть его имущества он направляет на всеобщее пользование, благо.

Например, если человек подчеркнет в завещании, чтобы часть его имущества направили в мечети, исламские учебные заведения (медресе), исламские типографии, больницы или использовали в строительстве мостов, дорог, источников воды, или раздали истинным ученым-богословам, бедным, нуждающимся и сиротам, то его польза распространяется на большое количество людей.

Порой составление завещания даже бывает обязательным в случае, если при его отсутствии на человеке остаются невозмещенные чужие долги.

Завещать можно и определенное конкретное имущество и не известное (в весе, количестве, размере) имущество, например: «Я завещаю молоко, которое в вымени моей коровы». Дозволяется завещать то, что имеется в наличии и не существующее на момент составления завещания. Например, человек говорит до появления плодов на дереве: «Я завещаю плоды этого дерева такому-то», или завещает теленка, который должен родиться и т. д.

Завещание можно обусловить с каким-то временем, обособлять чем-либо при жизни или после смерти, например, завещатель говорит: «Если Хасан зайдет в дом Умара, то я ему завещаю 1000 рублей», или он говорит: «Если Хасан зайдет в дом Умара после моей смерти, то я ему завещаю 1000 рублей». Также можно завещать не только определенное имущество, но и доходы (пользу) от чего-либо, например: «Я завещаю такому-то доход от этого магазина или его часть».

Самым высокочтимым является завещание, в котором указано, чтобы имущество завещателя распределили среди его родных, но не являющихся его прямыми наследниками. И среди родственников приоритетнее завещать махраму (родственники, с которыми по Шариату брак запрещен), затем соседу. Среди них тоже предпочтительнее выбрать более праведных и нуждающихся.

Нежелательно (караха) указать в завещании более трети своего имущества. Есть ученые-богословы, которые говорят, что запрещено (харам) завещать более трети имущества. Поэтому даже лучше завещать немного меньше одной трети. Эта треть определяется с имущества, которое находилось у него в день смерти. Сунной (желательным) является соблюдать равенство в завещании. Дозволяется завещателю и аннулировать, отказаться от завещания целиком или его части. Можно и аннулировать ранее составленное завещание, и составить новое.

Каждому мусульманину подобает выполнить все перечисленные выше пункты относительно завещания. А больному же подобает еще более, ибо он более близок и к смерти. Аллах лучше знает!

Завещание можно сделать и богатому, и даже неверующему. Однако запрещается завещать Коран неверующему.

Также можно завещать то, что является нечистым (наджаса), но которым можно пользоваться, например, завещать кизяк, которым люди пользуются в качестве удобрения, или обученную охотничью собаку. Нельзя завещать нечистоты, которыми нельзя пользоваться, например, вино, свинью и т. д.

Если завещатель знает или почти уверен в том, что человек, которому он завещает имущество, будет использовать его в запретном (харам), то нельзя (харам) завещать такому человеку свое имущество.

Завещать свое имущество необходимо и лучше на дозволенные и благородные цели и места, например, для строительства и благоустройства мечетей, дорог, источников воды. Завещание, сделанное на запретные цели, является недействительным и его не следует исполнять.

 

Источник: IslamDag.ru