Интервью с председателем Оргкомитета VII Мусульманского форума Д.В. Мухетдиновым.
– Дамир-хазрат, как вы оцениваете итоги прошедшего 14-15 ноября 2011 г. в Москве и Нижнем Новгороде VII Мусульманского форума? Каков главный результат этого мероприятия?
– Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Это было масштабное собрание выдающихся деятелей уммы, цвета мусульман СНГ. Форум получился по-настоящему представительным, в его работе приняли участие делегации из 7 государств СНГ во главе с высокопоставленными религиозными деятелями: России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины и Азербайджана. Сама Российская Федерация была представлена более чем 20 регионами. Никому и никогда из мусульманских активистов нашей страны до сих пор не удавалось собрать так много наших братьев-единоверцев, включая верховных муфтиев и ректоров исламских вузов из стран Содружества независимых государств.
Однако самое важное в работе форума – даже не этот географический масштаб. Как известно, в ходе работы муфтий шейх Равиль Гайнутдин выступил с грандиозной инициативой создания Совета муфтиев СНГ и Совета улемов СНГ. Тем самым он как бы поддержал те интеграционные проекты на пространстве СНГ, которые в свое время были озвучены Н.А. Назарбаевым и В.В. Путиным, о создании Евразийского союза, и развил эту мысль. Идея Евразийского союза, как мы все знаем, не призвана умалить права суверенных государств в составе СНГ, так же как не является попыткой реанимировать СССР или Российскую империю.
Подобно этому, и создание Совета муфтиев СНГ не приведет к ущемлению интересов кого-либо из мусульманских религиозных деятелей, но призвано на равных правах интегрировать мусульман постсоветского пространства, помочь им в решении вопросов противостоянии экстремистской идеологии, проблемы мигрантов, развития богословской мысли и изучения нашего общего исторического наследия. Обмен кадрами, имамами, преподавателями медресе, учебными пособиями и методиками в масштабах всего Содружества – также являются следствием процесса интеграции, когда он вступит в стадию своей реализации.
При этом хочу обратить внимание читателей, что сказанное шейхом Равилем Гайнутдином было лишь предложением, а вовсе не готовой программой. Однако оно было одобрено всеми участниками форума, в том числе верховными муфтиями Казахстана, Кыргызстана, советником муфтия Таджикистана… Действительно, по здравому размышлению, реализация этого проекта – Совета муфтиев СНГ и Совета улемов СНГ – выводит нас на совершенно новый уровень развития отношений между мусульманами суверенных республик, входящих в СНГ.
– А кроме этой инициативы есть другие достижения у Мусульманских форумов? И если они такие представительные, почему их не замечают, не привечают органы власти?
– Давайте рассуждать спокойно, без лишних эмоций. Мусульманские форумы, или съезды, как прошлого, так и нынешнего столетия призваны консолидировать мусульманских религиозных и общественных лидеров, представителей академической науки, ключевых идеологов и мыслителей, работающих во благо уммы. Отсутствие на этих мероприятиях чиновников высокого калибра, скажем, 100 лет тому назад, ничуть не мешало мусульманам той эпохи решать свои вопросы, начиная от учреждения своих медресе и вузов, реализации медийных и книгоиздательских проектов и вплоть до создания Мусульманской фракции в ГосДуме. Самое главное – невмешательство власти в дела мусульман дало им полное моральное право свободно выбрать своего муфтия, Галимджана Баруди, ибо до того муфтии назначались лично императорами.
Схожим образом идет развитие наших Мусульманских форумов. Начиная с 2005 г., эти знаковые мероприятия уже во многом помогли мусульманам России решить ряд своих проблем.
Так, благодаря идеям и кадрам, которые аккумулировались во время предшествующих форумов, удалось реализовать масштабный проект создания медахолдинга российских мусульман в лице Издательского дома «Медина» Совета муфтиев России, который сегодня координирует работу 4-х общероссийских сайтов и 2-х газет, научные, культурологические, научно-популярные и богословские периодические издания. Не случайно муфтий шейх Равиль Гайнутдин упомянул об этом в своем докладе как об одном из значимых достижений в деле развития мусульманской уммы нашей страны. И не случайно в резолюции форума ИД «Медина» предложен в качестве базового для централизации мусульманских СМИ и издательств стран Содружества – ведь целый ряд проектов ИД «Медина», от сайта islamsng.com до альманаха «Ислам в странах СНГ» и богословского журнала «Минарет Ислама» прямо ориентированы на читателей в наших братских странах Содружества.
Особенно важно подчеркнуть, что в редсоветах этих изданий состоят как муфтии стран СНГ, так и представители академических кругов Содружества. Эти издания имеют широкое распространение в странах СНГ, охватывая тем самым аудиторию в полмиллиона человек. Это и есть один из главных результатов проходящих ежегодно Мусульманских форумов.
– Как вы намерены развивать проект Мусульманских форумов в дальнейшем?
– Наверное, вы обратили внимание на следующее обстоятельство. Из всех подобных мероприятий, которые во множестве проводятся в нашей стране, Мусульманский форум оказался единственным, который проходил в седьмой раз подряд. Это говорит о его постоянности и регулярности, и, следовательно – тщательной подготовке, концептуальной проработанности и четком идеологическом векторе.
При этом, если предыдущие форумы мы обозначали как «всероссийские», то VII Мусульманский форум не несет такого категорийного определения. Почему? – ответ понятен. Мы фактически вышли на уровень СНГ, открылись для мусульманского пространства всего Содружества, а отнюдь не одной лишь Российской Федерации. В этом же направлении мы планируем, с помощью Всевышнего Аллаха, развивать проект и дальше.
В будущем Мусульманский форум должен объединить всех мусульман русскоязычного пространства и татароязычного мира. То есть, иначе говоря, все мусульманское сообщество Центральной Евразии. В этом плане мы удивительно похожи на Всемирный русский народный собор, который действует под эгидой Русской православной церкви, созывается по благословению патриарха Московского и Всея Руси, и призван объединить русскоязычный православный мир, а говоря проще – русских, украинцев, белорусов и другие православные народы, которые в конце ХХ в. оказались разрезанными новыми государственными границами. У нас схожи не только устремления и методы работы, но и задачи – способствовать снятию радикальных воззрений у обывателей, особенно молодежи, развивать межконфессиональное добрососедство и толерантность, призывать людей к созиданию и соработничеству, способствовать адаптации мигрантов. Стратегическая же цель как Всемирного русского собора, так и Мусульманского форума – собирание пространства, разделенных семей и народов.
Разумеется, каждый из нас делает это в рамках своих конфессиональных общин. Поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время к работе Мусульманских форумов активно присоединятся муфтии и имамы прибалтийских стран, Финляндии, Польши, Молдовы – в этих странах мусульманские религиозные лидеры уже на протяжении столетий представлены татарами. Кроме того, мы будем рады увидеть на Форумах те страны постсоветского пространства, которые пока не смогли прислать свои делегации (Беларусь, республики Закавказья, Туркменистан). Наконец, мы хотим обменяться опытом с мусульманами Синцзян-Уйгурского автономного района Китая: здесь татары традиционно были имамами, возглавляли многие значимые религиозные, экономические и даже политические проекты.
Мы уверены, что от реализации нашего проекта выиграет все перечисленные страны, все общество в целом, и прежде всего – российское. Потому что современная Россия – это наследница древних цивилизаций, вокруг которых объединялись в разное время представители различных народов, культур и религий.
– Вы заявляете о модернизации развития мусульманской уммы и в то же время постоянно подчеркиваете историческую канву этих процессов. Нужно ли это в современном мире?
– А разве одно противоречит другому? Да, действительно, в свое 15-е столетие Ислам вступил очень бурно, часто противоречиво. Сложные процессы были и в наших мусульманских общинах, которые входят ныне в Содружество независимых государств. С одной стороны, рухнули оковы коммунистического режима, религия получила свободу и основу для своего быстрого развития. Но, с другой стороны, преданными забвению оказались те общие связи, которые скрепляли наши народы, и сегодня нам необходимо их восстанавливать, преодолевая препятствия и двигаясь в ногу со временем.
Базисным моментом нашего прошлого было историческое событие огромной важности, случившееся почти 700 лет тому назад. Именно тогда, когда золотоордынский хан Узбек объявил Ислам государственной религией своей евразийской державы, в число мусульман вошли предки многих, если не большинства, народов стран СНГ. Этот ключевой момент по сей день является основой для сплочения мусульман России, Казахстана, Центральной Азии, Закавказья, Украины, Беларуси, Литвы, Молдовы и т.д.
Кроме того, золотоордынские ханы, особенно мусульмане Берке и Узбек, вывели на совершенно новый уровень взаимоотношения мусульман Золотой Орды с православной Русью. Они придали особый статус Русской церкви, учредив Сарайскую епархию в столице Золотой Орды, защищая охранными ярлыками статус церкви и православного духовенства. Особо доверительные отношения у ордынских правителей сложились с московскими великими князьями, что и определило статус политического тяжеловеса Московского княжества по сравнению с другими русскими землями. Фактически именно благодаря всей совокупности этих факторов Москва и стала центром православия, центром собирания Руси, и это стало прологом для дальнейшего возвышения Москвы, объявившей себя «Третьим Римом»…
Все эти исторические перипетии в советское время объективно изучить было невозможно, наука подвергалась строгой цензуре. И только сегодня, в наши дни, мусульмане СНГ переосмысливают наше совместное прошлое с тем, чтобы выстроить грамотный вектор развития на будущее. Разумеется, это будущее мы не видим в отрыве от модернизации. Именно поэтому участники VII Мусульманского форума подчеркнули в резолюции необходимость проведения научных конференций, посвященных 700-летию принятия Ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде, широкого освещения этих мероприятий в СМИ, выпуска популярных видео- и аудио-материалов, которые должны осветить интеграционную роль Золотой Орды в судьбе Евразийского пространства.
– Первым пунктом упомянутой вами резолюции форума стоит разработка «Концепции развития мусульманского сообщества стран СНГ в ХХI в». Расскажите, что это за документ?
– В Концепцию должны войти самые значимые наработки, о которых говорилось участниками VII и предыдущих Мусульманских форумов. В частности, бизнес-, медиа- и научно-просветительские проекты, которые проводят мусульман СНГ, должны будут способствовать формированию мусульманской элиты наших стран. И это не только имамы, но и преподаватели, журналисты, бизнесмены, госслужащие, общественные деятели. В интересах интеграции стран Содружества необходимо, чтобы у этих людей была возможность регулярно участвовать в обмене опытом и мнениями, в т.ч. для работы в мигрантских и переселенческих средах, для повседневной работы с этими слоями населения.
Для большинства мусульман СНГ чрезвычайно актуальным является ханафитское богословское наследие, которое должно в массовом порядке распространятся в мусульманских общинах наших стран. Ханафитская школа уже содержит методики и даже ряд готовых ответов на вызовы, стоящие перед нашими мусульманами, прежде всего – в отношении религиозного экстремизма и фанатизма. Здесь между мусульманами разных стран вообще не существует никаких барьеров, потому что это – не «татарский» или «узбекский» Ислам, как заявляют некоторые наши имамы, а Ислам ханафитского толка! Его ответы на актуальные вопросы богословия, вероубеждения, поклонения одинаково хороши и для Узбекистана, и для Татарстана с их радикальной молодежью. Мы должны лишь изучить и транслировать в самые широкие массы общее для наших стран ханафитское наследие, разработать соответствующие учебные программы и литературу, проводить научные исследования в области ханафитского фикха. И это – отдельное и чрезвычайно важное направление работы, которое станет основой для многих положений в «Концепции развития».
При этом, разумеется, мы отдаем полный отчет в том, что разные страны и народы в пределах Евразийского пространства имеют собственную историю, культуру, отдельные элементы исламского образа жизни и поведения. Их тоже надо тщательно изучать, чтобы понять, в каком направлении развивать умму дальше. Для этого будет задействован еще один важный проект – энциклопедические словари «Ислам в СНГ», которые продолжают проект «Ислам в Российской Федерации». В рамках прошедшего форума и по его итогам достигнуты соответствующие договоренности о реализации этого проекта. Его наработки также будут включены в упомянутую Концепцию.
В целом же хочу заверить, что для создания Концепции будут привлечены умы лучших интеллектуалов и богословов наших стран, что значительно повысит ее качество и практическую значимость. В этом, собственно, и состоит наша задача – собрать ведущих теоретиков и практиков, которые понимают, куда и как надо развиваться мусульманское умме СНГ.
– Спасибо, и позвольте пожелать вам успехов в реализации столь масштабных проектов.
– Да воздаст Всевышний Аллах добром всем, кто делает добро и благо, всем, кто готов в это непростое время работать ради нашего Творца и Создателя, заботясь о благосостоянии мусульманской уммы и всего человечества.
Пресс-служба ДУМЕР