Сегодня в Московской Соборной мечети стартовала XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме «Проблема интерпретации Сунны: многообразие подходов в исламском богословии».
Открыл конференцию своим выступлением председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.
В своем выступлении глава мусульман России говорил о значении сунны Пророка в жизни мусульманина, ознакомил с богословской традицией классификации хадисов, рассказал об особенностях изучения преданий на протяжении истории ислама со стороны многих ученых-хадисоведов.
«Память уммы о Пророке – это живая память. Подражание пророческому примеру не может быть механическим. Пророческая Сунна отражает определенный образ действия. В этой связи не теряет своей важности задача воссоздания целостного образа Пророка. Решение этой задачи требует не только оценки достоверности цепочки передатчиков, но и изложения разъясняющего комментария», – подчеркнул муфтий Гайнутдин.
«Подавляющее большинство богословов изначально пришли к выводу, что хадисы следует рассматривать только через призму соответствующего к ним разъяснения – шарха. Дело в том, что любой хадис является сугубо ситуативным: хадисы произносились в определенной среде, в определенном месте и по конкретному поводу. Иначе говоря, хадис, произнесенный тогда-то, через некоторое время уже мог быть не актуальным», – сообщил глава мусульман России.
Заместитель председателя Управления по делам религии Турецкой Республики Селим Аргун, который присоединился к работе конференции через Zoom, рассказал о роли, которую в свое время играли татарские ученые-реформаторы, такие как Шихабуддин Марджани и Галимджан Баруди, в изучении хадисов, об их вкладе в развитие науки хадисоведения. По словам представителя Управления по делам религии Турции, предания являются неотъемлемой частью исламской цивилизации. В настоящее время изучение хадисов актуально как никогда. По мнению ученого, люди, которые объявляют, что Корана достаточно и не берут в расчет предания Пророка, которые отражают разные стороны жизни величайшего примера, когда-либо жившего среди людей, ошибаются. Также, как отметил Селим Аргун, ошибаются люди, которые рассматривают и руководствуются тем или иным хадисом в отрыве от контекста, ситуации, когда хадис был произнесен, а также не учитывая метафорические выражения и формы, характерные для арабского языка.
Со своей стороны, глава ДУМ Республики Казахстан Наурызбай кажы Таганулы, который также принял участие в работе конференции онлайн, посвятил свой доклад теме интерпретации хадисов пророка Мухаммада (мир ему). «Как нам известно исламский шариат на Священном Коране и на хадисах пророка Мухаммада (мир ему), которые служат основополагающими источниками исламской религии. Поскольку, начиная со времен достопочтенного Пророка, предписания шариата основаны на Коране и хадисах. Поэтому аяты Священного Корана и хадисы взаимосвязаны между собой, – подчеркнул религиозный деятель. – Если углубиться в историю ислама, понимание Священной Книги мусульман мы вспомним, что сахабы, повинуясь воле Всевышнего и указаниям Пророка, приняли Сунну, как и Книгу Всевышнего Творца. Сунна является важным (вторым) источником и воспринимается как неотъемлемая часть ислама».
Благородный Коран и Благословенная Сунна являются основой всех аспектов исламской религиозной системы, заявил глава ДУМ Республики Кыргызстан Максатбек ажы Токтомушев. По словам верховного муфтия, Коран – это божественное откровение Всевышнего Аллаха, а хадисы – это толкование глубинного смысла Корана, а также свод практических предписаний для всех аспектов жизни. «Мусульманские ученые ранней эпохи приложили огромные усилия для сохранения того, что связано с посланником Аллаха, его словами и действиями. Для сохранения хадисов они побывали во всех уголках мира. Месяцами находились в пути, чтобы услышать всего лишь один хадис. Для сохранения хадисов в первозданном виде был затрачен колоссальный труд. Проблема сохранения и защиты хадисов от искажений остается острой и в наши дни. Наша обязанность заключается в том, чтобы сохранить все это наследие, защитить от искажений и передать нашим потомкам. Мы должны сделать все, чтобы эти знания сохранились и распространялись до последнего дня», – сказал он.
Организаторами мероприятия выступают: Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт, Центр исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и при участии глав Духовных управлений мусульман стран СНГ.
В конференции принимают участие богословы и специалисты в области хадисоведения – представители традиций исламской учености или академического исламоведения, религиозные деятели и профессиональные переводчики богословской литературы.
Конференция проходит в рамках реализации в 2020 г. Плана мероприятий по развитию исламского образования и обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.
Рабочие языки: русский, турецкий, арабский.
Фото Антона Чиглякова