Первый заместитель председателя ДУМ Российской Федерации Дамир-хазрат Мухетдинов 19 октября стал гостем программы «Вечер с Владимиром Соловьевым». В передаче, посвященной убийству в Париже учителя С.Пати, демонстрировавшего на уроках оскорбительные карикатуры, Д.Мухетдинов, в первую очередь, выразил слова соболезнования и осудил преступление, совершенное против учителя.
«Ислам осуждает подобную меру, когда индивидуально кто-то принимает решение убить, уничтожить человека, если его взгляды не совпадают со взглядами носителя конкретных ценностей или конкретного поступка», – подчеркнул он.
Рассуждая о предпосылках и результатах трагедии, он призвал задуматься о том, что она может стать провокацией к дальнейшему углублению непонимания и вражды между представителями различных культур и вероисповеданий.
«Моя свобода слова, мое право заканчиваются там, где я нарушаю права и свободы других людей. Здесь найти какую-то золотую середину, конечно, не всегда просто, потому что у каждой традиции, у каждой культуры своя точка зрения, свой взгляд!, – выразил свое мнение Дамир-хазрат, – Есть некие универсальные ценности, которые мы, представители авраамических традиций, конечно, черпаем из священных писаний. И руководствуясь именно этими традициями мы отстаиваем свои права».
Как подчеркнул религиозный деятель, мусульмане, христиане, иудеи тысячелетиями проживают в Российской Федерации, которая является общим домом для последователей множества духовных традиций. «Это наш общий дом, мы не имеем ни морального, ни этического, ни какого-либо права подливать масло в огонь и экспериментировать так, как экспериментирует Европа», – сказал он.
О религиозной этике мусульманина в подобных ситуациях Дамир-хазрат призвал опираться на пример пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Мы, люди веры, прежде всего, обращаем внимание на то, как вел себя пророк Мухаммад в подобных ситуациях. Когда пророка Мухаммада кто-либо оскорблял, причем оскорблял не изображением карикатуры, а фактически пытался его убить, отравить, совершить какие-то гнусные вещи, Пророк молился за этих людей, он прощал их, и от тех его сподвижников, которые неадекватно, на его взгляд, реагировали, даже бранным словом пытались ответить на подобную хулу, Пророк отворачивался, оставлял их без своего благословения и внимания».
«Вот мотивация религиозного человека: есть Судный день, в который вы ответите перед Богом за свои поступки. Но в светском государстве, конечно, помочь должно законодательство. В Российской Федерации был принят закон: если человек нарушает, переходит красную черту в Божьем храме или словом, поступком нарушает, он подвержен действию закона», – резюмировал Д.Мухетдинов.
Комментируя свое участие в телепрограмме на телеканале «Россия 1» первый заместитель председателя ДУМ РФ написал в своем аккаунте в социальной сети: «Крайне важно, что в российском медиапространстве при обсуждении данной темы дают слово самим мусульманам. С предоставления слова другому и начинается подлинная свобода слова. Необходимо раз за разом подчеркивать, сколь неприемлемо занимать позицию оправдывающегося, лишь уверяющую исламофобов в вине мусульман. Необходимо говорить о том, сколь дегуманизация, кем бы она ни осуществлялась, чревата ожесточением и вспышками насилия. Мы однозначно осуждаем убийство. И мы же должны помешать превращению погибшего учителя в «сакральную жертву» французского агрессивного секуляризма. (…) Для тех, у кого исламофобия является неотъемлемым элементом мировоззрения, любая трагедия, подобная французской, — место продвижения исламофобских настроений. Погибший учитель не должен присваиваться шовинистами-политиканами, не должен становиться их знаменем. Лучшее, что мы, мусульмане, можем сделать для его памяти, это указать на системные проблемы, способствующие устремлению всех сторон к крайности. Эти системные проблемы европейской политики позволяют образцом свободной речи считать оскорбление или глумление, они же воспитывают лицемерие и оправдывают двойные стандарты, которые подталкивают молодых людей к радикализации, они же вместо понимания причин произошедшего предлагают замкнуться в глухоте. Корень этих проблем не правовой, а этический. Ужасно, что лишь формальный запрет, а не внутренняя деликатность и уважение человеческого достоинства, удерживает многих людей от открытой враждебности. Как верующие, мы призваны укреплять те универсальные ценности, торжество которых сделает просто немыслимым каждый из эпизодов этой истории. Мы призваны разрушить механику насилия, навязываемую нам беспринципными политиками. Мы должны сделать следующий виток насилия невозможным. Для этого мы должны вести разговор только на равных и хранить собственное достоинство».