В удивительное время мы живём: одно сменяется другим, события пролетают так быстро, что не успеваешь до конца осознать их смысла и тем более проследить, как они повлияли на нас.
Глобальные изменения коснулись почти всех сфер жизни, и религия не исключение. Ещё каких-то тридцать лет назад и представить было невозможно, что религия займёт такое место в общественной жизни, что люди смогут свободно следовать своим религиозным убеждениям, свободно распространять их среди своих знакомых.
Но… как это обычно бывает, в открытую дверь начинают проходить все кому не лень. Это и произошло с развитием большого количества всевозможных религиозных сект. Именно в наше время наблюдается огромное количество сект, опирающихся на религиозные чувства людей. Их становится так много, что между ними возникает конкуренция и неприкрытая борьба за последователей. А тут уже, как говорится, все средства хороши, в ход идут любые уловки.
Прежде чем продолжить, имеет смысл определиться с самим понятием «секта» и выделить её отличительный признак.
Под сектой (от латинского secta – «учение», «школа») следует понимать некую относительно автономную религиозную организацию со своим учением, держащуюся обособленно от основного, господствующего вероучения. Вообще любая секта всегда опирается на основную религию, но при этом выделяет свой определённый аспект учения, разнящийся с базовым учением.
Важнейшим отличительным признаком секты является так называемый религиозный «маркетинг», характеризующийся постоянной вербовкой новых последователей, расширение сети небольших групп, подчинённых доминирующей в том или ином регионе, который в свою очередь подчинён более высокому органу управления, и так далее до самых верхов, о которых мало кто знает.
То есть любая секта имеет свою внутреннюю довольно строгую иерархическую структуру, где на самом верху кроются организаторы и управленцы, а в самом низу – многочисленные полчища последователей.
Именно посредством слепого следования тому, чему учат основатели той или иной секты, простые люди – так сказать, рядовые последователи – по собственной воле выступают распространителями этих ложных учений.
Это внутреннее желание и убеждённость в собственной правоте делает их искренними в своих стремлениях, что в свою очередь придаёт эмоциональную окраску их высказываниям, делая их речь настойчивой и убедительной.
Таким образом получается, что адепты той или иной религиозной секты становятся слепым орудием воздействия на массы теми, кто стоит за кулисами этой самой секты, т. е. того, кто является её неофициальным руководителем.
Необходимо отметить и то, что ярых последователей той или иной секты нередко отличают положительные черты характера, искренность, добродушие. Обычно такое происходит, когда та или иная секта паразитирует на альтруистических чувствах людей, на их душевной боли, личной неустроенности и т. д. Она как бы создаёт некую иллюзию счастья, иллюзию, что именно сектанты и являются теми, кто способен помочь, разделить душевную боль, сочувствовать и не остаться в стороне.
По моим наблюдениям, большинство из последователей религиозных сект являются жертвами каких-либо психотравмирующих обстоятельств; в их жизненном опыте, как правило, можно проследить тяжёлые периоды. Обычно такие люди начинают искать тех, кто их поддержит, поймёт, подскажет, как быть, но, к сожалению, довольно часто на их пути встречаются увещеватели какой-либо секты и «дают» им то, что они ищут. Таким образом, получается, что в рядах последователей сектантского учения оказываются люди, чьё психологическое здоровье подорвано.
Другая часть последователей отличается тем, что в силу особенностей своего характера они не могут завести себе друзей, часто ведут затворнический образ жизни, страдают от внутреннего одиночества. Эту категорию лиц привлекает в секту то, что на различных собраниях, устраиваемых локальными руководителями, к ним обращаются весьма уважительно, подчёркивают их значимость, необходимость. Всё это в совокупности привлекает человека, нравится ему, поскольку именно там реализуется его базовая потребность в безопасности и в ощущении собственной значимости.
Кроме того, на собраниях искусственно создаётся атмосфера воодушевления, возвышенности, способная увлечь присутствующих, отключив сознательный контроль над происходящим. Как правило, после подобных мероприятий даже самые нестойкие последователи заряжаются общим фоном и сами не замечают, как превращаются в ярых приверженцев тех идей, которые пропагандирует секта.
Если отследить механизм привлечения одними членами секты новых, то легко обнаружить, что данный процесс построен по принципу «угадывания» сокровенных желаний и базовых опасений потенциальных жертв. Для вербовщиков (естественно, они сами себя таковыми не считают, поскольку слепо верят, что ими движут их личные мотивы) важно привлечь внимание простым вопросом, который направлен на нереализованные желания. К примеру, некий человек, чувствующий притеснения со стороны сверстников, в своих мыслях негодующий на то, что жизнь к нему несправедлива и обходит его стороной, легко может купиться на вопрос: «Как Вы считаете, возможны ли между людьми справедливые отношения?» Дело в том, что подобным вопросом уже неоднократно задавался он сам и пытался найти на него ответ – или, по крайней мере, человека, тоже думающего об этом. В такой ситуации может легко завязаться непринуждённая беседа, всё больше и больше увлекающая будущего члена секты. Далее уже он сам будет ходить по улицам, раздавая всевозможные брошюры и задавая вопросы, которые в своё время были заданы ему.
Вообще надо понимать, что методы привлечения «новобранцев» имеют широкий репертуар, и лучше просто держаться подальше от тех, кто призывает нас следовать той или иной секте (конечно же, сами они себя так не называют), посещать сомнительные собрания и читать красочные книжечки.
Много чего ещё можно сказать на эту тему, всего не перечислить, но можно вооружиться проверенным способом для различения секты и основной религии. Метод этот заключается в том, что если к вам на улице подойдёт некто и начнёт заводить разговор на религиозную тему, то стоит поинтересоваться его мнением по поводу основной религии: как он к ней относится и т. д. Если он начнёт увиливать от ответа или переводить разговор на его тему, то ему следует сказать «до свидания» и продолжить свой путь.
Кроме того, за информацией религиозного характера стоит обращаться к авторитетным источникам, а не искать ответы у малоизвестных проповедников.