19.12.2012453

Новый год: нравственный выбор мусульманина

Поделиться

Новый год: нравственный выбор мусульманинаИстория праздника насчитывает как минимум 5 тысячелетий. В древней Месопотамии в 3-м тысячелетии до нашей эры возникла традиция отмечать приход нового года в начале весны, поскольку это время совпадало с началом разлива рек Тигр и Евфрат, отчего и зависело плодородие будущего года.

Собственно, отмечая новый год, древние жители Двуречья старались привлечь удачу на свои поля и сады.

Эту традицию переняли у них израильтяне, находящиеся в плену на территории Месопотамии, затем от них обычай переместился в Древнюю Грецию, а затем и Рим. Именно там Гай Юлий Цезарь перенёс праздник на 1 января (с этого же дня стал начинаться новый юлианский календарь), посвятив его празднование двуликому Янусу (в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца).

В России изначально год тоже начинался 1 марта. Однако во времена правления Ивана Третьего празднование было перенесено на 1 сентября, указом от 1492 года. Этот день был отмечаемым как церковью, так и мирянами. Особенностью праздника было богослужение на Красной площади, в котором участвовал и сам царь. Именно в этот день к нему мог подойти и обратиться с просьбой любой человек – от боярина до простолюдина. Стоит отметить, что Русь в то время вела летоисчисление от сотворения мира.

В таком состоянии праздник дожил до великого преобразователя России – императора Петра Первого. Именно он перенёс празднование с 1 сентября на 1 января и перевёл летоисчисление на юлианский календарь, как и в Германии, Голландии и других странах Европы. Это произошло при переходе с 1699 года (начался 1 сентября и продолжался только месяца) на 1700 год (начался уже 1 января). Праздник стал отмечаться не торжественными богослужениями, а карнавалами, ассамблеями и фейерверками, поскольку император выступал за отделение церкви от государства.

Стоит отметить, что Новый год по популярности всегда проигрывал Рождеству, отмечаемому несколькими днями ранее. Однако во времена коммунизма, когда религия и религиозные праздники были отменены, Новому году был придан особенный статус. Он стал пропагандироваться в качестве одного из главных, основных праздников нации – и, в конце концов, действительно стал национальным.

Новый год окутан целым рядом традиций, часть из которых имеет отношение к традициям Европы (старым и современным), часть исходит из православия, часть родилась из язычества, а многое было принесено уже в советское время. В настоящее время праздник тоже не стоит на месте – присоединились животные китайского гороскопа (несмотря на то, что по китайскому календарю новый год наступает в начале февраля), элементы американского празднования – олени, эльфы…

Столь же казуистические – личности Деда Мороза и Снегурочки. По сути, это такое смешение языческих существ, христианских святых и советского культпросвета, что трудно разобрать, какой элемент к чему именно относится.

Стоит отметить, что Новый год в Европе отмечают значительно скромнее, чем в России, – здесь, несмотря на религиозно-секуляризированное общество, большинство предпочитает отмечать Рождество. Даже традиционная ель, которая в России носит название новогодней, там называется рождественской.

Новый год – это праздник, обросший традициями, далёкими от любой религии вообще. Не зря наиболее соблюдающие из православных христиан его не отмечают (большинство православных священников не рекомендуют отмечать Новый год), поскольку как раз на это время приходится рождественский пост и верующие христиане должны соблюдать умеренность и больше молиться.

Этнические мусульмане отмечают Новый год вместе со всем остальным населением России. Соблюдающие же стараются пропускать его стороной. Так кто же прав? Разобраться в этом вопросе нам поможет мнение исламских ученых.
Отношение Ислама к Новому году

Наша религия в первую очередь – образ жизни, самая совершенная система нравственных ценностей, отношений между людьми. Она диктует нормы, принципы, праздники, как простому верующему, так и руководителю страны. И всё это на примере Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Каждая культура, религия самобытны, у них есть собственные традиции и праздники. И хвала Всевышнему Аллаху, Ислам обладает своей самобытностью, своими самыми лучшими ценностями, ибо это религия последнего из пророков – Мухаммада (мир ему и благословение). Хадисы Пророка (мир ему и благословение) призывают к сохранению собственной культуры, и поэтому наша религия запретила всё, что символизирует язычество, иные религии.

Возвеличивание же праздников немусульман – однозначно является нежелательным. На этот счёт в религии имеются веские аргументы. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прибыл из Мекки в Медину, то стал свидетелем того, как её жители два дня веселились. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил о причине, те ответили, что они так праздновали в джахилии. И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, эти праздники вам заменили лучшими: Ид уль фитр и Ид уль адха».

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Тот, кто поселится среди язычников и будет отмечать их навруз и махражан, будет воскрешён в Судный день с ними». Ещё в одном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), также призывающем нас к сохранению своей культуры, религиозных или других атрибутов, сказано: «Тот, кто стремится уподобиться какому-либо народу, будет из него».

Что касается ёлки. После изучения истории возникновения данной традиции, выяснилось, что у неё языческие корни. Некоторые народы в лесу наряжали хвойные деревья, эту традицию позднее переняли и другие. Поэтому украшение ёлки, внимание к ней – это атрибуты язычества, явно противоречащие духу нашей религии. Так что не надо ничего скрывать или подстраиваться под кого-то. Кто-то говорит, мол, детей надо радовать. Но ведь праздники детей – это праздники родителей, и ими давно уже стали Ураза-байрам и Курбан-байрам, хотя детям мы не успели об этом сказать. Нередко они думают, что родители просто выполняют религиозные обязанности. Сделайте так, чтобы для них самыми весёлыми стали наши праздники. Мы должны стремиться к этому.

Не говоря уже о том колоссальном вреде, который мы наносим экологии, вырубая деревья, являющиеся лучшими источниками кислорода, круглый год стоящие в изумрудном наряде. Не зря Всевышний их такими создал. Но их срубают, а через неделю, а иногда и вовсе на следующий день после праздника, выкидывают, это разве благо? Тем более не буду говорить о жертвах и трагических последствиях уже на первое число нового года.

Мы должны поступать в соответствии с требованиями нашей религии, и в этом только наше благо и счастье.

Отрицательное в праздновании Нового года

  1. Значительные финансовые траты, которые могут быть расценены как исраф, что, несомненно, запретно.
  2. Традиционно праздничный стол украшает бутылка шампанского – алкоголь запретен.
  3. Многие традиции Нового года пришли из язычества или Христианства; соблюдая их, мусульманин невольно подражает этим религиям.

Каждый праздник должен приносить что-то духовное, положительное. Например, приносить материальный достаток хоть на какое-то время бедным слоям населения (как в Ид уль-Фитр, когда они получают фидья садака, или в Ид уль-Адха – мясо жертвенных животных), а значит, и возможность отметить им праздник вместе со всеми.

Празднование же Нового года приносит колоссальные материальные убытки людям, особенно беднякам, которые стремятся отметить его не хуже, чем все остальные. Огромный ущерб здоровью наносит употребление в огромных количествах тяжёлой пищи, обильно заливаемой алкоголем. Об этом лучше всего свидетельствую отчёты станций «Скорой помощи» и экстренных служб больниц. Нужно обладать железными нервами, чтобы прочитать то, что пишется на врачебных форумах и блогах в первые несколько дней нового года. А ещё очень хорошая статистика есть в полицейских отделениях. К несчастью, за руку с опьянением идёт совершение преступлений – от мелких краж до убийств. И это, казалось бы, в самую светлую новогоднюю ночь!

Подобные празднования обычно заканчиваются горьким похмельем с утра, когда приходит понимание совершённого, да уже поздно.

А между прочим, у мусульман есть свой Новый год, и это не навруз, как почему-то считает большинство пользователей Интернета (навруз – это тоже доисламский и зороастрийский праздник), а день совершения хиджры мусульманами из Мекки в Медину, значит – день основания первого исламского государства.

Такой Новый год гораздо больше поможет мусульманам помнить о своей религии, не удаляться от своей культуры, бережно относиться к своему наследию, а не машинально идти за западной модой и увлечениями.