13.06.20211129

Пятничная проповедь 11.06.2021 в г. Лебедянь. Сущность рабства перед Господом

Поделиться

ПРОЯВЛЕНИЕ РАБСТВА ПЕРЕД ГОСПОДОМ 

Знайте, быть истинным рабом Аллаха (убудийя) – значит признавать своё полное бессилие в соверше- нии какого-либо блага и в воздержании от чего-либо плохого, а также быть убеждённым в том, что все блага, сила и мощь принадлежат лишь Всемогущему Господу. Это и есть сущность рабства, то есть выполнение велений Господа и отдаление от запрет- ного. Ученые-богословы расходятся во мнении, определяя сущность рабства, но все они едины в том, что быть истинным рабом Всевышнего – значит осознать всемогущество и признать господство Аллаха (рубубийя). 
Все качества рабства человека и качества господства Создателя полярны. То есть раб Аллаха наделен качествами, противоположными каждо- му божественному атрибуту (сифату), свойствен- ному Всевышнему. Так, например, у Всевышнего Аллаха есть всесильная мощь, тогда как рабу Аллаха дана немощность; Аллаху присущи гордость и величие, а рабу – смиренность и скромность и т.д. 
Определения рабства человека перед Всевышним Аллахом были даны и великими праведниками. 
1. Пророк Иса (мир ему)сказал: «Рабство перед Всевышним заключается в отказе от всяких притязаний и споров, в терпеливом перенесении бед, а также в 
любви к Господу». 
2. Зу-Ннун аль-Мисри говорил: «Рабство – это значит быть рабом Аллаха во всех состояниях, так же как Он является твоим Господом во всех состояниях», в соответствии со словами Пророка (да бласловит его Аллах и привеетствует): «Нет раба более почтенного перед Аллахом, чем тот, который занят поклонением Всемогущему Аллаху при всех обстоятельствах». 
3. Некоторые учёные-богословы отмечали: «Рабство – это состояние, когда человек не замечает своего поклонения, а наблюдает своим духовным видением того, кому он поклоняется, – Господа». 
4. Также было сказано: «Рабство заключается в четырёх особенностях: выполнение договора или обещания; соблюдение установленных Всевышним законов; довольство тем, что имеешь, и проявление терпения при какой-либо нужде». 

ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАБСТВА ПЕРЕД ТВОРЦОМ 
Рабство имеет свои характерные признаки: это отказ от всякого планирования, так как во всем следует видеть во всём лишь предопределение Аллаха; а также осознание того, что предначертанное Всевышним Аллахом и есть самый лучший выбор для раба. 
Рассказывают, что Ибрахим ибн Адхам , купив раба, спросил его: 
– Что ты обычно ешь? 
– То, чем вы будете меня кормить, – ответил раб. 
– А какую работу ты выполняешь? 
– Ту, которую вы будете от меня требовать. 
– А что же ты хочешь? 
– Имеет ли какое-либо значение желание раба, 
когда есть воля его господина? Тогда Ибрахим ибн Адхам мысленно обратился к самому себе: «О бедняк, ты не был покорным Аллаху даже в течение часа из своей жизни так, как этот раб покорен тебе в своём положении!». 
Имам Али ибн аль-Хавас , наставляя своего мюрида аш-Шаарани , сказал ему: «Из того, что тебе ниспосылает Всевышний Аллах, ешь только в меру необходимости и не более того, а излишек отдавай тому, кому пожелает Всевышний Аллах. Не трать напрасно силы в улаживании своих дел, а лучше проси Творца устроить твои дела наилучшим  образом». Тогда аш-Шаарани спросил его: «А просить ли мне у Всевышнего о дозволенном пропитании?». Наставник ответил: «Да, проси следую- щим образом: о мой Аллах, ниспошли мне благо- дать в пропитании и скрой мои недостатки в обоих мирах, о Наищедрейший, о Наиблагороднейший! – и добавил. - Остерегайся проявления нетерпения и беспокойства при постижении испытаний Аллаха. Ведь того раба, который вверяет все свои дела Аллаху, Творец наделит необходимыми знаниями и соответствующими деяниями, да так, что этот раб Аллаха непременно станет имамом-предводителем, за которым последуют люди. И, поистине, Аллах над всякой вещью мощен». 
Также одним из признаков рабства является умение скрывать на людях свою нужду при бедности и богатство при состоятельности. Обе эти черты для раба Аллаха должны быть одинаковыми, потому что истинно покорившемуся следует относитьcя к самому себе строго; придерживаться предписаний религии; быть щедрым по отношению к нуж- дающимся; не искать наслаждений. Учёные говорят: «Человек остаётся истинным рабом Аллаха до тех пор, пока он не ищет для себя слугу. Когда же он начнёт искать для себя слугу, то потеряет качество рабства перед Господом». 
Существует этикет рабства, следуя которому человек не должен проявлять излишнее беспокой- ство в следующих случаях: при ощущении голода, наготы, бедности, в унижении. Согласно этому этикету, раб не должен отвергать что-либо из пред- определений Аллаха, покорно принимая их. То есть истинно покорившийся должен полагаться лишь на милость Всевышнего: ничего не откладывать про запас из пропитания, не обращаться со своей нуж- дой к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха. 
Рабство (убудийя) – это неотъемлемое качество раба Всевышнего, так же как и Господство (рубу- бийя) – неотъемлемый и постоянный атрибут Пречистого Всевышнего Аллаха. Поэтому каждый, кто посредством своих знаний и благих деяний не стал больше нуждаться в своём Господе, проявляя простоту и скромность по отношению к людям, попал в духовную погибель. Кто же рассчитывает на своё богатство, тот на самом деле бедняк, а кто хочет довольствоваться своим высоким положени- ем в обществе, тот презрен, кто полагается на свой род, тот унижен, а кто рассчитывает на свои хоро- шие поступки, тот банкрот. А тот, кто довольствуется только Всевышним Аллахом, испытывая постоянную нужду в Нём и во всём полагаясь лишь на Него, понастоящему богат. 

ВИДЕТЬ СЕБЯ ХУДШИМ ИЗ ВСЕХ 
Поистине, искреннее поклонение Всевышнему Аллаху – это наивысшая степень приниженности и покорности человека вместе с осознанием своей слабости и нужды; это проявление своей готовности к покорности и следованию всем предписаниям Всевышнего, а также постоянные мольбы о проще- нии у Милостивого Аллаха. Приниженность же выражается в абсолютной покорности сердца, в его зависимости, разбитости из-за слабости и нуждаемости в Создателе. Именно такая покорность и является основой сердечного поклонения. 
Для человека, который убеждён в том, что он хуже, чем кто-либо из окружающих людей, весь мир становится подобен шейху-наставнику. Потому как всё во Вселенной Всевышний Аллах создал с особенным смыслом. И обладатель такого уровня смотрит на эту особенность, изучая её и стараясь вооружиться её мудростью. У грешника, к примеру, могут быть переняты приниженность и терпение, которые тот проявляет к бедам, ниспосланным на него Всевышним Аллахом. А когда покорный раб Аллаха наблюдает за собакой, то старается научиться у неё терпеливо переносить проявляемую к ней грубость и смиренно принимать отсутствие всякого запаса мирского имущества, довольствуясь пищей, которая есть в её желудке. Также истинно смирившийся старается перенять от собаки её довольство и благодарность по отно- шению к своему хозяину, ведь она радостно грызёт даже старые кости, брошенные им, и проявляет доброжелательность к каждому, кто сделает ей какое-либо добро. У камня же покорный раб учится своего рода покорности и терпению, которое тот проявляет, когда его откалывают от скалы железом и обтёсывают, придавая ему необходимую форму, а затем кладут под фундамент для отхожего места. А у осла и верблюда раб Аллаха перенимает такое тер- пение, которое эти создания проявляют при ношении на себе грузов или при перевозке своего хозяина. Так, глядя на петуха, искренне поклоняющийся учится, например, внимательности, ревности и щедрости, которые тот проявляет по отношению к своему семейству. А когда раб наблюдает за пламенем свечи и видит, как сгорает её фитиль, то извле- кает из этого следующую мудрость: как много света они дают тем, кто находится рядом, и как же терпеливо они переносят мучения от огня, при этом даруя пользу окружающим. 
Тот, кто считает себя хуже любого другого человека, будет спутником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Польза подобного взгляда заключается в том, что такой человек не будет отвечать злом тому, кто обо- шёлся с ним грубо. Он будет соглашаться с людьми и тогда, когда они будут убеждать в истинности своих высоких степеней в достижении совершенства, перекладывая при этом всю ответственность на этих людей. Потому как тайны людей не знает никто, кроме Аллаха и тех рабов, которых Всевышний наделил сокровенными знаниями. Именно поэтому мы обязаны поверить человеку, пожелавшему рассказать нам свою тайну. Ведь, посчитав его лжецом, мы можем проявить верх лицемерия. 
Имам Афзалуддин , наставляя имама аш- Шаарани , обратился к нему со словами: «Когда ты зайдёшь на какое-либо собрание или навестишь какого-нибудь праведника, то остерегайся занимать почётное место, даже если оно свободно. Если туда войдёт уважаемый человек, тогда тебя могут поднять с этого места и пристыдить. Да, ты будешь испытывать стеснение, и твой нафс обязательно заявит о себе, проявив недовольство. Знай это и не следуй за ним. А этого можно добиться только тогда, когда ты будешь видеть себя ниже всех, кто окружает тебя».