Итикаф бывает нескольких видов.
1. Обязательный – в том случае, когда человек дал соответствующий обет на это богослужение (итикаф).
2. Настоятельная сунна – в последние десять дней месяца Рамадан.
3. Желательный – в любое другое время.
Итикафом считается и самое малое по времени пребывание в мечети, если человек имел соответствующее намерение, даже если просто пройдёт через неё.
Человек, находящийся в обязательном итикафе, не должен выходить из мечети, кроме как по крайней необходимости или по естественной нужде. Он имеет право выйти из мечети для совершения пятничной молитвы. Если же он продолжит свой итикаф в джума-мечети, а не в своей, то итикаф всё же засчитывается, но с порицанием. Также дозволяется покидать мечеть по причине её крушения и т. п. Если человек выйдет из мечети без нужды, то тем самым он нарушит своё обязательство (ваджиб), которое он исполнял.
Также итикаф нарушается из-за обморока или сумасшествия, которое продолжается несколько дней. Есть, пить, спать, совершать торговые сделки, в которых нуждается сам человек или его семья, он может в мечети. Но порицается приносить товар в мечеть.
Также порицается молчать, считая это богослужением, а говорить нужно только благое. Человек, давший обет находиться в итикафе днём, обязан находиться в нём и ночью. Но если он отметил только день, исключая ночь, то в данном случае итикаф касается лишь дня.
Достоинством итикафа является то, что человек освобождает своё сердце от дел мирских и вручает себя своему Господу. Находящийся в итикафе подобен человеку, который стоит у дверей своего Господа и говорит: «Я не уйду, пока Ты не простишь меня».
Мухаммад-фарук Азимов
Источник: https://as-salam.ru/news/4949/