Сегодня появились совершенно новые виды капиталовложений, развиваются технологии предпринимательской деятельности, не имевшие распространения в период становления исламской государственности. Назрела необходимость подробно изучить и переосмыслить, как, учитывая современные реалии, правильно и адекватно сформулировать определение закята и осуществить его расчёт.
Развитие бизнеса влечёт за собой появление новых источников доходов. Достаточно привести в качестве примера такие виды предпринимательской деятельности, как вложения в акции, векселя, чеки; банковские сберегательные счета; облигации; производственные инвестиции и вклады в недвижимость; фермерская деятельность, пасечная деятельность, рыболовство, скотоводство, производство молочных продуктов; фармацевтика; информационный бизнес, а также платные медицинские и образовательные услуги.
В связи с вышеизложенным считаем уместным изучить вопросы, касающиеся условий расчёта и извлечения закята с этих видов деятельности.
Закят не входит в категорию добровольной милостыни и не является благотворительностью со стороны богатых по отношению к социально незащищённым слоям населения. Учёные-правоведы, как и учёные других областей науки, много высказывались по поводу того, какую мудрость составляет закят и какую пользу он приносит. Обобщённо эти высказывания сводятся к таким определениям мудростей закята, как духовное и нравственное воспитание, гарантия социального обеспечения, участие в развитии экономики и сохранение равноправия между членами общества.
Закят – обязательное предписание, установленное и закреплённое Кораном и Сунной, подтверждённое (на основе общего согласия) консенсусом учёных-правоведов. Организационные и экономические элементы закята с имущества регулируются совокупностью определённых норм, принятых и сформулированных на базе принципов исламского права и правосознания.
Учёные-правоведы в понятной форме установили обобщённые юридические принципы и определённые правовые границы, закрепляющие порядок и систему исчисления и уплаты. Так, если рассматривать закят с точки зрения привычного нам бюджетного и налогового права, то он имеет конкретные категории объектов, по которым следует его собирать, распределять или расходовать, – они получили своё нормативное закрепление в Шариате исходя из Корана и Сунны.
Закят – безотлагательное предписание, имеющее чётко установленный срок уплаты, который не предусматривает откладывания или отсрочивания. Надо отметить, что закят исключает и возможность двойного налогообложения, т. е. не выплачивается дважды за один год (или срок) с одного и того же имущества.
Учитывая повсеместную проблему уклонения от уплаты налогов, хочется заметить, что в основу закята положено именно чистое намерение и неподдельная честность, которые проявляет правоверный мусульманин, следуя повелениям Корана и Сунны, осознавая, что закят является именно обязанностью. Недопустимы ухищрения или уловки в попытках избежать выплаты закята. Потому что закят – в первую очередь вид поклонения, необходимым элементом которого является чистое намерение и неподдельная преданность Всевышнему. Наказание за неуплату закята имеет идеологическую основу: в исламской юридической практике человек, отказывающийся выплачивать закят (при наличии и выполнении соответствующих условий), становится грешником. Но важно учитывать и тот факт, что тот, кто отказывается признать закят как обязательное предписание, автоматически исключает себя из рядов приверженцев Ислама, так как этим он пренебрёг заведомо известными положениями Ислама как религии. Правитель, в свою очередь, обязан реагировать на нарушение норм закята и предъявлять санкции против неплательщиков, сопряжённые с определёнными наказаниями.
Одним из важнейших элементов закята является объект обложения, который должен соответствовать определённым условиям. Приведём несколько условий:
1. Имущество должно быть абсолютной собственностью закятоплательщика.
2. Имущество должно быть возрастающим или пригодным к возрастанию.
3. Имущество должно достигать определённого нисаба – кворума, который составляет стоимость 85 г золота.
По мнению учёных, расчёт закята должен осуществляться только за один финансовый год. Также надо отметить и то, что при расчёте закята принимается во внимание срок пользования имуществом (доходом), – так, оно должно находиться в собственности закятоплательщика в течение целого года с того момента, как оно достигнет нисаба. Это условие не распространяется на сельскохозяйственную продукцию или обнаруженный клад и драгоценные металлы.
И самое главное – к закятообложению принимается имущество (доход), приобретённое или полученное дозволенным путём и из так называемых халяль-отраслей. В противном случае такой доход теряет условие законности владения им.
Современные учёные классифицируют имущество и доходы, которые подлежат к закятообложению, на следующие группы:
1. Имущество, которое облагается закятом вместе с полученным от его использования доходом (например, капиталовложения в торговлю, в промышленность, вклады в ценные бумаги, прочие финансовые инвестиции).
2. Имущество, которое само по себе подлежит закятообложению (например, клад, урожай с посевов и фрукты, доходное имущество).
3. Заработная плата и доходы от свободных профессий.
Исходя из этой классификации выделены следующие виды имущества, которые облагаются закятом:
1. Драгоценности на продажу, прибыльное имущество (например, аренда, лизинг).
2. Имущество, вложенное в торговую или производственную деятельность и т. п.
3. Урожай с земли – посевных и садоводства и т. п.
4. Скот – домашние животные и т. п.
5. Находка клада, драгоценных металлов и камней.
Существуют в Шариате и льготы по закятообложению, то есть выделяется имущество (доход), с которого закят уплачивать не надо. Учёные выделяют несколько видов имущества, которые не облагаются закятом в силу того, что они не отвечают условиям закятообложения. К подобному имуществу относятся:
1. Доходы и имущество, используемые на личные потребительские нужды. Они включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (дом, автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, книги и т. п.), на товары текущего потребления (одежду, хлеб, молоко и пр.), а также потребительские расходы на услуги (врачей, юристов, учителей и т. п.).
2. Имущество устойчивой собственности (стабильного владения), используемое на предоставление услуг бизнесменам, производителям и т. п. Оно включает недвижимую собственность (землю, сооружения), а также движимую собственность (станки, машины, аппаратуру и другие орудия производства). Оно также называется имуществом устойчивой собственности для эксплуатации и предоставления услуг. В привычном для нас налоговом праве также есть льготы по налогам, в случае если предприятие использует имущество для выполнения уставной деятельности или тратит часть получаемой прибыли на благотворительность.
3. Безвозвратные кредиты, так называемая безнадёжная задолженность.
4. Имущество, приобретённое незаконным, нечестным путём, или доход, полученный от недозволенных по Шариату видов деятельности.
5. Арестованное имущество или имущество, ограниченное в пользовании. Закяту оно будет подлежать только тогда, когда появится возможность распоряжаться им.
6. Имущество или доход, отложенные на уплату долгов, или имущество, не достигающее нисаба, после вычета долговых обязательств.
7. Имущество, вообще не достигающее нисаба. Минимальная величина нисаба зависит от вида закятооблагаемого имущества.
8. Реликвии и художественные произведения, не предназначающиеся к продаже и не приносящие прибыль, с условием, что владение ими не переходит границы дозволенной роскоши и расточительства.
9. Драгоценности в качестве повседневных украшений, но в разумных пределах. В противном случае, по мнению большинства учёных, с них причитается закят по истечению каждого года.
10. Имущество благотворительных, общественных организаций, ассоциаций исламской пропаганды, так как сферы расходов этих организаций покрываются именно за счёт фонда собранного закята. Сюда же следует отнести и имущество школ по изучению Корана, имущество комитетов по закяту, по науке и образованию.
11. Общественное имущество или имущество, зарезервированное на общественные нужды.
В заключение особо хочется отметить и ставку закята, которая составляет для всех видов дохода или имущества всего 2,5 процента. Это уникальная модель налогообложения, построенная по принципу «единого налога», уплачиваемого раз в год и со строго определённых категорий имущества и дохода.
В рамках проведённого исследования мы обнаружили преемственность положений Шариата относительно закятообложения с нынешним налоговым законодательством России. Это подчёркивает универсальность исламской модели экономики и её гибкость для применения в современных условиях. Мы считаем целесообразным и возможным изучить богатейший опыт истории закята в странах с исламским укладом жизни в целях применения опыта в том числе и в России.