Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при достижении им совершеннолетия, если он готов к этому. Имеется в виду готовность переносить все тяготы брака и обеспечивать семью всем необходимым. Потому что бракосочетание помогает человеку отводить взоры от всего запретного, защищает его от совершения прелюбодеяния, от посторонних женщин и прочих неподобающих деяний.
Сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ), обращаясь к молодёжи, сказал: «О молодые люди! Те из вас, у кого есть возможность вступить в брак, пусть сделают это, ведь это больше всего удерживает от запретных взглядов и делает человека более целомудренным. А те, кто не в состоянии жениться, – пусть постятся, ведь пост приносит успокоение».
Эти слова указывают на то, что причиной побуждения к заключению брака является стремление уберечь от совершения греховного глазами и половыми органами.
Также Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «О мусульманская община! Ваши дочери подобны созревшему плоду на дереве. Плоды необходимо собирать в самый благоприятный момент, иначе солнце или другие силы испортят их. Вы должны выдавать замуж дочерей в тот момент, когда они созреют: не позже и не раньше. Если слишком долго оставите их слоняться без дела, то будете виновными в их неизбежном развращении. Они – люди, и их человеческие потребности должны быть удовлетворены».
В другом хадисе сказано: «Если будут приходить к вам те, религией и нравом которых вы останетесь довольны - выдавайте за них замуж (своих дочерей), а если вы не станете поступать так - то по земле распространятся великие искушения и пороки».
Эти хадисы также указывают на то, что причиной побуждения к браку является стремление не допустить распространение разврата и других порочных поступков.
Создание семьи через заключение мусульманского брака, как исполнение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (ﷺ), влечёт за собой ряд важных социальных последствий:
1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребёнка является одной из важнейших целей, ради которых и создаётся семья. В результате рождения ребёнка родители приобретают:
а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребёнка для продолжения и сохранения человечества на Земле;
б) любовь Посланника Аллаха (ﷺ), так как увеличивают его общину;
в) благословение Аллаха из-за мольбы (дуа) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;
г) заступничество ребёнка за родителей, если ребёнок умер ещё в раннем возрасте. Чтобы удостоиться этого, родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха. По этому поводу Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, ребёнок вводит своих родителей в Рай».
Посланник Аллаха (ﷺ) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться в своих деяниях. Ангелы будут вводить детей в Рай - но они… останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они вошли в Рай, так как они не должны отчитываться. И тогда дети спросят, где их родители? Ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили, и теперь им придётся отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков, и ангелы ответят, что дети мусульман… отказываются войти в Рай без родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай.
Рождение ребёнка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества. Рождение детей является большим счастьем для супругов.
Не зря сказано Пророком (ﷺ), что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати. Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершённые детьми. Однако если воспитание детей не будет проходить на должном уровне, и дети будут совершать зло - родители получат такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, так как это тоже является причиной счастья родителей как на этом, так и на Том свете.
2. В браке решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием. Этим самым человек защищает себя от сатаны, предохраняет свои глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.
3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющихся в ласках и одновременном укреплении веры в Аллаха, можно рассматривать как фактор психологического воздействия брака на человека.
4. Заключение брака влечёт уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.), а для женщин – забот о материальном обеспечении.
5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей возможно только в условиях семейной жизни. В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет объект любви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новые чувства.
Многие молодые люди тратят драгоценное время юности на эти поиски, расшатывая нервную систему от бесконечных стрессов, и, в конечном счёте, с разбитыми надеждами и неудовлетворённые жизнью, встречают старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя с любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам Ислама, даёт человеку большое наслаждение и радость жизни. Она – гарант стабильности и успеха, счастья и благополучия.
Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым, – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.
Во многом именно благодаря браку человек может сопротивляться своему «нафсу», страстям, выполняя обязанности, обучая и направляя супругу и детей на путь Всевышнего.
Предписание Ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине. Каждый из них узнаёт о своих обязанностях перед Господом и Его Пророком (ﷺ), перед обществом и самим собой - прежде всего в своей семье.
Уважение к старшим и забота о младших также вырабатываются в семье. Семья – это первый источник любви и воспитания. Такова точка зрения Ислама на брак в его высоком и чистом виде.
Источник: https://islamdag.ru/