Наверняка многим из нас, которые хоть как-то стараются практиковать свою религию, приходилось слышать о наличие такого явления как «бид’а», что можно перевести как новшество или нововведение. Вокруг этого вопроса часто возникают споры. В большинстве случаев эти споры проходили между людьми , которые не имеют какого-то специального религиозного образования. Прочитав переводы данных хадисов, эти они начинают делиться, обвинять друг друга в ереси, называть друг друга различными именами и т.д. Так же мы можем найти в книгах, как старых, так и современных ученых то, что они разошлись именно касательно этого вопроса. А конкретно они разошлись в отношении вопросов:
- «Бывает ли «бид’а» хорошее или плохое?»
- «Можно ли делить «бид’а» на 2 вида, или на несколько, как это делают шафиитские ученые?»
И в действительности ли это может считаться настоящим предметом разногласия? В процессе шарха к нашему хадису, по возможности мы постараемся разобрать все эти моменты. А также разъясним позицию ахлю сунна, касательно этих вопросов .
С именем Аллаха начнем с чтения нашего матна. Передается от матери правоверных Айши да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Если кто-либо внесет в это наше дело что-то новое, и то что не имеет к нему никакого отношения, это будет отвергнуто», хадис передал имам Аль Бухари.
О важности этого хадиса наши толкователи говорят, что он является одним из великих хадисов, которые являются основой Ислама. Так же, например, как в хадисе, где говорится о намерениях, что дела оцениваются по намерениям. Этот хадис сможет быть мерилом для оценки внутренней стороны дел, то есть этот хадис является мерилом внутреннего состояния.
Пятый хадис, непосредственно может служить мерилом оценки внешней стороны дел. И любое дело, которое не соответствует велениям Всевышнего Аллаха, а также Его Посланника (ﷺ), будет отвергнуто. И каждый человек, который внес в эту религию что-то новое, на что не было дозволения Всевышнего Аллаха и дозволения Посланника Аллаха (ﷺ), этому не будет основы. То есть если человек, даже из благих намерений, придумал что-то новое не из религии, то это не будет принято. Сам имам Ан-Навави говорит, что это хадис следует заучить, а также приводить в качестве довода в отношении не состоятельных и неподобающих вещей в нашей религии. Этот хадис является одним из основных правил Ислама. Это такая полезная формула, основа которой представляет собой универсальную предпосылку к любому указанию, на основании чего формулируются установления шариата (ахкамы). И в разделе про хадисы, приводится в отношении термина «Кто ввел новшества» означает «воздвиг, придумал». Тот, кто что-то сам придумал из своих личных предпочтений, из своих страстей. Так же термин «Это наше дело» означает, то есть в нашей религии, в нашем шариате, кто внес новшества в нашу религию. А само слово «бид’а» как термин в арабском языке означает как что-то новое, беспрецедентное дело, которое указывает на талантливость и совершенство, совершившего его. Поэтому Всевышний Аллах говорит в Священном Коране, что именно Он Первосоздатель Небес и Земли. Наиболее кратким определением слову «бид’а» здесь будет обозначать внесением в религию того, что не имеет никакого к ней отношения.
Следующий раздел. Понимание нашего хадиса и того к чему он нас направляет. Ислам – это религия следования, а не введения различных новшеств. Достопочтенный Посланник Аллаха (ﷺ) сохранил эту религию от излишеств, фанатизма и искажения тех, кто объявляет недействительным данный хадис. И этот хадис относится к числу тех хадисов, которые являются краткими, но емкими в своем смысле. Посланник Аллаха (ﷺ) имел такой талант. Какое-то важное дело, Посланник Аллаха (ﷺ) мог передать несколькими словами. И есть много аятов, которые подкрепляют данный хадис и указывают на необходимое условие. То, что человек может достигнуть успеха и спасения только следуя пути Посланника Аллаха (ﷺ). А этот путь не нуждается в каких-то дополнениях, либо изменениях. В Своей книге Всевышний Аллах говорит:
«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас».
Подобных аятов очень много. Например, в другом аяте Всевышний Аллах говорит:
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути».
Далее имам Муслим в своем сахихе приводит следующий хадис:
«Передается что Посланник Аллаха (ﷺ) часто в своих хутбах говорил такие слова: «Лучшими словами, являются слова Всевышнего Аллаха, а наилучший путь – это путь Мухаммада (ﷺ). А самые наихудшие дела – это нововведения, ново изобретения. И каждое нововведение является заблуждением».
И в версии от имама Аль Байхаки есть такая добавка, как
«…и каждое заблуждение в огне».
Следующий раздел. Отвергаемые дела. В нашем хадисе четко и ясно прописано о том, что любое дело, на которое не было веления Всевышнего Аллаха, а также Его Посланника (ﷺ) не будет принято. И отсюда мы делаем вывод, что все дела непосредственно должны быть связаны с установлениями шариата и определятся ими. Все это относительно мукалляфа. Мукалляф – это тот, на кого возложены шариатские обязанности, с наступлением соответствующего возраста, если этот человек дееспособный, то он является мукалляфом, на которого уже возложены шариатские ахкамы. А к заблуждениям относится все то, что выходит за пределы, за рамки шариата, когда дела господствуют над шариатом, а не наоборот подчиняются ему. Если человек видит, что в каком-то деле, нет основы в шариате, и он должен сделать для себя соответствующие выводы, засомневаться, о том, что это несостоятельное, и отвергнутое дело. И то что отвергаемо, в нашем шархе разделяется на 2 группы. С одной стороны, это виды поклонений Всевышнему Аллаху, а с другой это взаимоотношения между людьми. Что касается видов поклонений, то все некоем образом не соответствующее велениям Аллаха, а также сунне Посланника Аллаха (ﷺ), будет возвращено тому человеку, который совершил эти не подобаемые вещи. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Разве есть у них какие-то сотоварищи, которые бы узаконили то, что не узаконил Всевышний Аллах?».
И примером подобных видов поклонения могут служить попытки приблизиться к Аллаху. Человек с хорошим намерением хочет приблизиться к Аллаху, но посредством харама. Например, человек слушает харамную музыку, смотрят танцы, и при этом мужчины смешиваются с женщинами и так далее. Но они говорят у нас хорошие намерения, и таким вот образом мы ищем близость к Всевышнему Аллаху. Таким людям Всевышний Аллах не дал возможность следовать истинным путем, они как будто ослепшие люди. Последовали путем шайтана. И при всех своих выдуманных нововведениях, они утверждают, что таким образом они пытаются приблизиться к Всевышнему Аллаху. Они напоминают нам арабов многобожников, которые старались изобрести какие-то виды поклонения, и при этом так же говорили, что у них благие намерения, мы ищем благословения Всевышнего. У нас хорошая цель. И Всевышний Аллах о них сказал:
«Та молитва, которую они совершали возле Каабы представляла собой лишь свист и хлопанье в ладоши».
И они думают, что дела, благодаря которым можно приблизиться к Аллаху, занимаясь поклонением носят какой-то абсолютный характер. И некоторые такие примеры мы даже можем увидеть в век Посланника Аллаха (ﷺ), когда один человек дал обед поститься в течении дня, и при этом находится под жарким палящим солнцем. И он сказал, что не будет заходить в тень, и не будет садиться. И когда Посланник Аллаха (ﷺ) услышал это, он велел ему зайти в тень и сесть, но пост продолжить до конца. То есть Посланник Аллаха (ﷺ) запретил ему поступать подобным образом.
Теперь что касается «бид’а» во взаимоотношениях с людьми. Вкратце это все взаимоотношения, которые противоречат шариату. Например, есть какой-то хукм, в отношении какого-либо дела. А конкретно в шархе, в пример приводится один случай. Говорится, что к Посланнику Аллаха (ﷺ) пришел один человек, который пожелал, чтобы Посланник Аллаха (ﷺ) заменил установление наказание, за прелюбодеяния. Он предложил, заменить это наказание на выкуп деньгами. В шариате мы знаем, что за прелюбодеяние есть особый вид наказания. Допустим человек, который совершил этот тяжкий грех, его наказывают 100 ударами плетью. И плюс к этому бывает, что его изгоняют и з города на определенный период. И отец такого преступника пришел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и попросил изменить вид этого наказания, взамен на более мягкий вид наказания. Он предложил деньги, имущество, но Посланник Аллаха (ﷺ) отверг все это и объявил недействительным то, с чем пришел этот человек. И теперь выше мы прочитали версию хадиса от имама Муслима и от имама Байхаки, где используется частица «куль»: «Каждое новшество является заблуждением». Есть в шариате дела, узаконенные нашими учеными и совершение некоторых дел, не приходит от сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ). Либо Посланник Аллаха (ﷺ) не велел выполнять какое-то дело, которое совершается в наше время. Ты совершаешь какое-либо узаконенное в шариате дело, и тут подходят оппоненты, в основном это безмазхабники, салафиты, и их шейхи которые якобы разбираются в шариате лучше, чем другие. Они говорят: «Почему ты совершаешь это дело? Ни Посланник Аллаха (ﷺ), ни саляфы не совершали этих дел, которые ты совершаешь сейчас». Таки претензии они высказывают. И тут наши братья, стараются донести, что «бид’а» бывает не только плохого вида, например, есть «бид’а» Махмуда. На что наши братья оппоненты говорят: «Нет. Посланник Аллаха (ﷺ) в своем хадисе сказал, что каждое новшество – заблуждение, которое введет в огонь». И тут мы Ин шаа Аллах приведем понимания хадиса самого имама Ан-Навави, как он толковал такие хадисы. В шархе на сахих муслим, имам Ан-Навави разбирает этот вопрос. В 6 томе, книги сахих муслим он говорит:
«Слова Пророка (ﷺ): «Каждое нововведение – заблуждение», это общее, которое конкретизировано, то есть ограничено в смысле. И да, тут подразумевается, что большинство новшеств является заблуждением».
Имама Ан-Навави говорит, что языковеды сказали, что «бид’а» это каждая новая вещь, на которой прежде не было аналога. А наши же ученые сказали, что «бид’а» делиться на 5 категорий. Обязательное новшество, желательное, запретное и также дозволенное. И далее, имам Ан-Навави дает определение каждой категории. Все это, Ин шаа Аллах мы рассмотрим в следующем уроке. И постараемся в следующем уроке по подробнее охватить именно тему, можно ли делить или нет. А также рассмотрим остальные аспекты, относительно хадиса. А здесь имам Ан-Навави говорит, что так же разъяснял эти вопросы в своих других книгах. Таких как «Тахсих», «Минхадж» и т других. И имам Ан-Навави говорит:
«Если ты прочитаешь это из моих книг, то ты поймёшь, что данный хадис, общий, ограниченный. И наши слова подтверждаются словами Умара ибн Аль Хаттаба радиаллаху анху, о таравихе. Он сказал: «Какое же это хорошее новшество». И то, что хадис общий, ограниченный, не отвергается словами Посланника Аллаха (ﷺ)».
Имам Ан-Навави говорит, что частица «куль» в хадисе употребляется в ограниченном смысле и приводит множество различных примеров. Например, он привел аят из суры «Кахф», где Всевышний Аллах говорит, что ниспослал тучу, чтобы уничтожить народ худа. И что ураган, ниспосланный Аллахом, уничтожит каждую вещь. И здесь так же была использована частица «куль». Но в продолжении аята мы видим, что на следующий день остались их дома, но уничтожены были они сами.
Источник: https://azan.kz/